'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 136

Просмотры  133 просмотров

Кардавильцева Т.О.

  


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РАБОТЕ С ИНКЛЮЗИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ *

  


Аннотация:
в современных условиях развития образования в России инклюзия как явление становится важным элементом системы дошкольного образования. Она направлена на создание благоприятной образовательной среды для детей с различными потребностями и особенностями психофизического развития. В этом контексте взаимодействие между педагогами детского сада и узкими специалистами, такими как логопеды, психологи, дефектологи, тьюторы и социальные работники, приобретает особую значимость. Данная статья освещает основные аспекты сотрудничества между этими специалистами, подчеркивая его важность для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями как в коллектив детского сад, так и в социум.   

Ключевые слова:
инклюзивность, дети, дошкольное образование, педагог, узкие специалисты   


Для начала отметим, что в идеале инклюзия в дошкольном образовании подразумевает под собой интеграцию детей с особыми потребностями в общие группы с нормотипичными детьми, что должно позволять им развиваться наравне с обычными сверстниками. Дошкольный возраст — это важный период для формирования у детей психических, физических и коммуникативных навыков, поэтому создание инклюзивной среды в детском саду способно оказать положительное влияние на всех участников образовательного процесса. Главной задачей педагогов и узких специалистов в этом процессе становится не только всестороннее обучение и развитие детей, но и создание в группе атмосферы взаимопонимания и поддержки.Рассмотрим роль педагогов (воспитателей) в инклюзивном образовании. Педагог, работающий с инклюзивной группой, должен обладать определенными знаниями, навыками и личностными качествами, чтобы эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими различные образовательные потребности. В его задачи входит не только планирование и реализация установленных в ДОУ образовательных программ, но и сопровождение детей в их эмоциональном и социальном развитии. Педагог должен быть готов не только адаптировать имеющийся у него в распоряжении учебный материал, но также использовать разнообразные формы и методы работы, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, находящегося в группе с инклюзивностью. Кроме этого отметим, что педагог также играет важную роль в работе с семьей (законными представителями) ребенка с особыми потребностями. Именно он путем оказания поддержки помогает семье справиться с вопросами воспитания ребенка с ОВЗ, адаптироваться к социуму, активизировать возможности семьи. В работе педагога крайне необходимо грамотное взаимодействие с узкими специалистами дошкольного образовательного учреждения. На наш взгляд, сотрудничество педагога с узкими специалистами является одной из ключевых особенностей работы в инклюзивной группе детей. Это взаимодействие включает в себя взаимный обмен информацией о детях, проведение диагностики, совместное планирование образовательных и развлекательных мероприятий, проведение консультаций, тренингов. Узкие специалисты также могут при необходимости предоставить педагогам дошкольного учреждения ценные рекомендации по индивидуальным подходам к обучению детей с особыми потребностями и коррекции их поведения. Все эти данные несомненно полезны для педагогов так как выступают дополнительным инструментов в их работе.Одной из главных задач такого сотрудничества между педагогами ДОУ и узкими специалистами является выявление потребностей каждого ребенка. Узкие специалисты, например, логопеды, дефектологи или психологи, помогают педагогу определить, какие именно проблемы могут возникнуть у ребенка в процессе обучения. Это может касаться речевого развития, эмоциональной сферы или социальной адаптации в группе и обществе. Задачи педагога прислушаться к рекомендациям коллег и учесть их при планировании работы с детьми, имеющими особенности развития. Именно на основе выявленных в процессе взаимодействия потребностей проводится совместное планирование образовательного процесса, в том числе педагог и узкие специалисты работают над созданием индивидуальных образовательных планов и сотрудничают с семьей (законными представителями) воспитанников. Следует сказать, что такие действия требуют от педагога ДОУ определенной гибкости ума, умения слышать противоположную сторону, а также быть готовым интегрировать рекомендации узких специалистов в свою работу. При этом необходимо учитывать как общие цели группы, так и индивидуальные цели для каждого ребенка и семьи.Важно, что узкие специалисты обычно проводят индивидуальные или групповые коррекционные занятия, что позволяет детям развивать необходимые навыки для успешного обучения. Педагог же должен тесно сотрудничать с узкими специалистами, чтобы понимать, как именно успехи на этих коррекционных занятиях могут быть интегрированы в общий образовательный процесс.Далее не следует забывать про важность обратной связи и общего мониторинга образовательного процесса. А именно педагоги и узкие специалисты должны регулярно проводить собрания для анализа прогресса детей. Ход обучения и коррекции должен быть прозрачным для всех участников процесса. Такие обсуждения могут помочь установить, какие методы работают лучше всего, а также скорректировать индивидуальные программы в соответствии с изменениями в развитии детей.Важным моментом в сотрудничестве педагога ДОУ и узких специалистов является создание в группе инклюзивной среды. Отметим, что создание полноценной инклюзивной среды — это не только задача педагога, но и узких специалистов. Важно, чтобы вся команда детского сада была вовлечена в этот процесс. Учитывая особенности и потребности всех детей, необходимо разрабатывать общие стратегии, направленные на создание комфортной обстановки для их социализации. Это может включать в себя в том числе практику создания специальных уголков, где дети могут взаимодействовать друг с другом, проявлять свои творческие наклонности и развивать навыки коммуникации.Чтобы педагоги ДОУ выполняли свою работу компетентно, а также для повышения качества инклюзивного образования в целом руководству ДОУ необходимо уделять внимание не только детям, но и профессиональному развитию сотрудников. Организация тренингов, семинаров и курсов повышения квалификации поможет педагогам лучше понимать, как работают узкие специалисты, и как им лучше организовать сотрудничество. Такие мероприятия призваны обучать педагогов новейшим методам работы, которые в дальнейшем позволяют использовать современные подходы к инклюзии.В заключение отметим, что сотрудничество между педагогами и узкими специалистами является без преувеличения ключевым аспектом для успешного функционирования инклюзивной группы в дошкольном образовательном учреждении. Для создания вокруг детей с особыми образовательными потребностями поддерживающей и развивающей атмосферы необходимо совместное планирование, исполнение индивидуализированных программ и открытый диалог между всеми членами образовательной команды. Важно помнить, что инклюзия — это не только право детей на образование, но и возможность для всех детей в ДОУ развивать навыки сотрудничества, терпимости и понимания многообразия нашего социума. Таким образом, успешное взаимодействие педагогов и узких специалистов в инклюзивной среде требует усилий всех участников процесса, их готовности к обучению, обмену опытом и стремлению создать лучшее образовательное пространство для каждого ребенка вне зависимости от того есть у него особые потребности или нет.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кардавильцева Т.О. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РАБОТЕ С ИНКЛЮЗИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1034 - 1039. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19844 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19844



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.