'
Полянцева К.А., Пиюкова С.С.
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ *
Аннотация:
в данной статье осуществляется анализ того, как тревожность влияет на желание старшеклассников учиться и как она проявляется в их поведении. Авторы статьи изучают психологические процессы, которые лежат в основе ответа личности на стресс, и как это влияет на их учебу. Результаты исследования указывают на то, что тревожность имеет двойственный эффект на работоспособность учащихся, и этот эффект зависит от уровня сложности, с которой они сталкиваются. В исследовании также акцентируется внимание на внутренней борьбе, которую испытывают подростки в процессе определения собственных границ, и раскрываются социальные последствия таких внутренних конфликтов. В статье поднимается важность использования психодиагностических методов для обнаружения тревожности среди учащихся старших классов, а также разработки методов поддержки для повышения их учебной мотивации и улучшения эмоционального состояния.
Ключевые слова:
тревожность, мотивация, старшеклассники, психология, эмоциональный отклик, социальная адаптация, внутренние конфликты, психодиагностика, невротические расстройства
В области психологии тревожность и ее влияние на различные аспекты личности, включая мотивацию, остаются недостаточно освещенными темами для исследований. Существует явная связь между уровнем тревожности человека и его мотивацией к действию, в том числе в учебной деятельности. Например, Ф.Е. Василюк выделяет несколько характерных черт, отличающих поведение людей с высокой степенью тревожности:Люди, ощущающие постоянное беспокойство, более эмоционально реагируют на возможные или фактические неудачи.В сложных условиях, когда время ограничено или стресс усилен, высокотревожные люди справляются с задачами менее успешно, чем те, кто тревожится меньше.Страх перед провалом играет доминирующую роль в жизни тех, кто склонен к повышенной тревожности, мешая стремлению к успеху.Для них эмоциональные волны, отражающие радость от успеха, могут служить более мощным стимулом, чем страх неудачи.Представители данной категории личностей склонны видеть потенциальную опасность даже в безобидных событиях (3(.Личностная тревожность определяет, как индивид воспринимает и оценивает стимулы из внешнего мира, что, в свою очередь, формирует его эмоциональный отклик. Эти эмоции взаимодействуют с автономной нервной системой, что может приводить к повышению стресса и создавать ожидания неудачи, которые воздействуют на мысли и чувства человека.Реакция человека в ситуации, вызывающей беспокойство, зависит не только от реальной угрозы, но и от эффективности стратегий, направленных на снижение тревожности, а также от его способности адекватно оценить обстановку. Согласно Ф.Ю. Василюк, высокие уровни беспокойства могут угрожать психическому здоровью и вести к состояниям, предшествующим неврозам, что негативно сказывается на выполнении задач и, в целом, на успеваемости в учебе (3(.Наблюдения в образовательной среде свидетельствуют о том, что взаимодействие тревожности с мотивацией не всегда представляет собой прямую связь. Наличие стойкой мотивации может как увеличивать, так и уменьшать уровень беспокойства, что влияет на эффективность учебной деятельности. Обнаружение исследований, касающихся тревожности у младших школьников, и отсутствие таковых среди старших учеников мотивировало нас к проведению собственного исследования в этом направлении (4(.Исследование показало, что уровень тревожности человека заметно влияет на его действенность, особенно в различных жизненных ситуациях. В менее сложных обстоятельствах тревожность может улучшить работоспособность, тогда как в более тяжелых ситуациях она чаще всего является препятствием.В период обучения в старших классах ситуации, способные вызвать беспокойство, обретают свои уникальные характеристики. Юношеская тревожность нередко связывается с характеристиками личности такими, как слабоустойчивость, чувствительность и предрасположенность к беспокойству. Эта форма тревоги выражается через страх перед абстрактной угрозой, которую нельзя точно идентифицировать, но которая вызывает страх потери собственного «я» (1(. Внутренние конфликты в юности, основанные на противоречивых стремлениях и желаниях, часто становятся источником тревоги. Этот конфликт затрагивает поиск личных границ, влекущий притяжение и одновременное отторжение определенных аспектов жизни. Тревожность, поражающая в подростковом возрасте, может приводить к социальной неадаптированности и вынуждает юношей и девушек искать прибежище в собственных внутренних мирах. Иногда под влиянием тревоги они проявляют агрессию и грубость, что помогает справиться с внутренним напряжением. В крайних случаях катаклизмичность предчувствий и паника могут заметно нарастать, что часто приводит к неорганизованности в поведении и деятельности (5(.Обсуждение тревожности подростков не может обойти стороной тех, кто на первый взгляд, кажется, успевающими и внешне адаптированными. На деле такая картинка стоит им огромных усилий, чрезмерно высокой цены – у них могут быть вегетативные реакции, невротические и психические расстройства. Тревожность у таких учащихся порой последствия конфликта в самооценке, когда они чрезмерно стремятся достичь успеха, при этом постоянно ощущая неудовлетворенность и напряжение. Это приводит к перенапряжению и снижению эффективности их деятельности.Также заслуживает внимания факт, что некоторые подростки кажутся чересчур спокойными, что, в свою очередь, может быть компенсаторной защитой, препятствующей развитию. Чрезмерно спокойные подростки могут неосознанно игнорировать эмоционально неприятные переживания, что задевает их продуктивность (2(.Таким образом. психодиагностическое исследование обнаружило, что повышенная тревожность в школьном возрасте способствует утомляемости, исчерпанию ресурсов и может привести к развитию невротических расстройств, особенно когда не решаются коренные проблемы. Несмотря на то, что тревожность хорошо изучена теоретически, практически она продолжает быть серьезной проблемой для многих старшеклассников, мешая полной учебной и социальной адаптации.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Полянцева К.А., Пиюкова С.С. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1098 - 1103. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19853 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*