'
Полянцева К.А., Пиюкова С.С.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ *
Аннотация:
в данной статье освещается актуальная проблема влияния тревожности на стремление старшеклассников к обучению. Эта тема выходит на первый план в преддверии экзаменационной поры и в период выбора будущей профессии. Тревожность может в разной степени влиять на учебные достижения и самочувствие учеников, то есть выполнять роль как стимула, так и препятствия. Автор статьи подчеркивает, что оценка тревожности является непростой задачей из-за ее субъективного восприятия и воздействия множества факторов. Мотивация учащихся, с другой стороны, определяется как внутренним стремлением, так и внешними побуждениями и является неотъемлемым компонентом успеха в обучении. В статье делается акцент на значимости создания образовательной атмосферы, которая поддерживает учеников, и на важности развития у них эмоционального благополучия. Глубокое понимание того, как тревожность связана с мотивационным поведением, может способствовать формированию эффективных подходов к улучшению учебных результатов.
Ключевые слова:
тревожность, мотивация, обучение, учащиеся, выпускные классы, эмоциональная устойчивость, поддерживающая образовательная среда, успеваемость, стратегии поддержки
Тревожность – это распространенная эмоциональная реакция, возникающая у людей во многих жизненных обстоятельствах [3]. Проявляется она в разных формах: беспокойство, страх, волнение или же чувство напряжения. Старшеклассники особенно восприимчивы к таким переживаниям, вступая в период существенных изменений - будь то сдача экзаменов, выбор дальнейшего образовательного пути, трудоустройство, либо другие стимулирующие стресс ситуации.В учебной деятельности выпускников тревожные эмоции могут играть двоякую роль. Если она в умеренных количествах, то может мотивировать на достижение целей и успешное преодоление препятствий. Однако избыточная тревожность чаще всего оказывает отрицательное воздействие на академическую успеваемость, здоровье и благополучие учащихся выпускных классов в целом. Именно поэтому данный аспект приобретает особую важность в контексте подготовки выпускников к ответственным этапам их жизни.Особую сложность представляет измерение уровня тревожности из-за ее непостоянства и зависимости от различных переменных, таких как время дня или специфические жизненные условия [1]. Комплексные причины тревожности включают в себя учебную нагрузку, семейные сложности, финансовые проблемы и межличностные отношения. Эти факторы могут переплетаться, создавая многомерную картину эмоционального состояния, что затрудняет его исследование и понимание.Выбор методов для оценки тревожности представляет собой непростую задачу для исследователей. Широкий набор опросников и шкал требует тщательного отбора для их применения среди подростков, поскольку не все тесты достаточно понятны или способны захватить все грани тревожности, характерные для этой возрастной категории. Исследования должны проводиться с учетом сезонности и других внешних факторов, что делает важным грамотный выбор времени для их проведения [4].Подход к изучению тревожности у старшеклассников должен быть всесторонним, с учетом уникальных психологических характеристик каждого ученика, включая темперамент, характер, способности, уровень интеллекта, которые влияют на обучение, мотивацию и социальное взаимодействие. Важно осознавать индивидуальность переживаний тревожности, ведь универсальных решений касаемо нее не существует.Мотивация обучения - основополагающий элемент, который влияет на готовность выпускников активно учиться и углубляться в предметы [7]. Когда данные учащиеся мотивированы внутренне, их интерес к предмету часто приводит к более интенсивному погружению в учебный материал, а когда мотивация внешняя, её устойчивость может зависеть от перспективы вознаграждения или страха перед наказанием.История изучения этой концепции прошла развитие от бихевиористских моделей начала двадцатого столетия, когда мотивация рассматривалась как ответ на внешние стимулы, до когнитивных теорий, подчёркивающих значимость внутренних целей и ожиданий. А. Маслоу и его иерархия потребностей описали ряд уровней мотивации от базовых до стремления к самореализации, в то время как разработка Ф. Герцберга двух факторов различает между гигиеническими и мотивирующими элементами в контексте мотивации [5].Влияние биологических, когнитивных и социальных аспектов на формирование мотивации к учебе раскрывается через современные подходы, предлагающие более комплексное понимание этого процесса [8]. При этом уровень амбиций выпускника напрямую зависит от мотивации - адекватные цели могут способствовать успешному обучению, тогда как несбалансированные ожидания могут привести к стрессу или апатии.Тревожность и мотивация к обучению в выпускных классах взаимосвязаны и многослойны [2]. Их взаимодействие описывает движение между личными психологическими особенностями и внешними факторами, влияющими на эмоциональное благополучие учащихся. С подходящей образовательной средой, учитывающей индивидуальные потребности, можно способствовать снижению тревожности и улучшению мотивации к обучению.Устойчивость эмоционального состояния учащихся может быть укреплена через создание поддерживающей атмосферы класса, внедрение техник саморегуляции и возможности выражения собственных эмоций [6]. Преподаватели играют центральную роль в формировании этих условий, тем самым способствуя успехам в обучении и личностному развитию.Таким образом, анализ связи между тревожностью и мотивацией к учебе у учащихся выпускных классов представляет собой важную и сложную задачу, которая требует углубленного изучения и индивидуализированного подхода. Понимание и реализация подходов для поддержки могут позитивно воздействовать на успеваемость выпускников и их качество жизни в целом.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Полянцева К.А., Пиюкова С.С. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1104 - 1108. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19854 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*