'
Черникова Т.В., Лынова Т.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ *
Аннотация:
в статье рассмотрены исследовательские умения учеников, которые активно формируются при выполнении индивидуальных проектов на цифровом оборудовании. Рассчитаны показатели эффективности сформированности исследовательских умений. Сделан вывод о роли проектной деятельности при изучении дисциплины.
Ключевые слова:
исследовательские умения, исследование, индивидуальный проект, цифровые измерения
Важными задачами современного школьного образования является ознакомление обучаемых со спецификой научного мышления, формирование целостного взгляда на единство природы и человека, становление естественнонаучной грамотности обучающихся [1, с. 16]. Для решения поставленных задач необходимо сформировать у учеников ряд компетенций, среди которых важную роль играют исследовательские умения [4, с. 7]. Активное формирование данных компетенций происходит, как правило, в средней школе, при выполнении практикума и индивидуальной исследовательской работы (или проекта).
При выполнении индивидуального проекта важной задачей является отбор содержания материала, подлежащего экспериментальному изучению. Необходимо соблюдать преемственность и систематичность в осуществлении экспериментальной подготовки, учитывать междисциплинарные связи [3, с. 141]. Эксперимент в рамках индивидуального проекта должен раскрывать методику современного научного исследования, предполагать работу с актуальным (цифровым) оборудованием. Следуя этому, школы были оснащены цифровыми лабораториями проекта «Точка роста» [2, с. 10]. Сборник практико ориентированных опытов для школьников, которые направлены на приобретение навыков работы с промышленными, сельскохозяйственными продуктами, медицинскими показателями, проведение пробоотбора и анализов, отсутствует. Мы предлагаем провести практико - ориентированные индивидуальные исследовательские проекты по направлениям: экология, пищевая химия, экологическая безопасность веществ и материалов [5, с.800].
С целью оценки сформированности исследовательских умений нами были выбраны следующие показатели эффективности работы обучаемых в исследовательской группе из 11 учеников [3, с. 80]: выполнение практических заданий, тестирование, повышение среднего балла по предмету «Химия» в группе, количество призеров региональных и международных конкурсов, процент учеников, выбравших профессии по направлениям исследований. Полученные результаты представлены в таблице. Из таблицы видно, что большинство обучаемых научной группы выполнили опыты по проекту и тестовые задания на оценку 5, оценка 3 в данных видах работ отсутствовала. Исследовательская деятельность способствовала увеличению среднего балла по предмету «Химия» в группе от 4,45 до 4,81. Проекты нашей группы были оценены дипломами победителей и призеров научных конкурсов. Для некоторых обучаемых проектная деятельность явилась стартом для будущей профессиональной деятельности, многие выбрали профессии, связанные с темами исследований (таблица).
Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у обучаемых компетенций, необходимых для овладения спецификой научного мышления, становлению их естественнонаучной грамотности, играет большую роль в выборе будущей профессии.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Черникова Т.В., Лынова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1151 - 1155. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19862 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*