'
Заворыхина Е.С.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ *
Аннотация:
в данной научной работе рассматриваются взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления, включая правовые основы их взаимодействия, распределение полномочий, механизмы координации деятельности и разрешения конфликтов компетенции. Анализируется практика взаимодействия на разных уровнях управления, выявляются проблемы и предлагаются пути их решения для повышения эффективности государственного управления.
Ключевые слова:
взаимодействие, муниципальные органы, регион, региональные органы, экономическое развитие
В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в структуре органов управления на различных уровнях. Взаимодействие между муниципальными и региональными органами управления стало особенно актуальным в условиях ускоренной урбанизации и необходимости более гибкого реагирования на потребности местного населения. Эффективное взаимодействие между этими уровнями власти является немаловажным фактором для достижения общественных целей, улучшения качества жизни граждан и повышения уровня доверия к государственным институтам. В прямых связях в качестве основных выступают воздействия управляющего характера. В обратных связях на первом месте стоят моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы, производимые снизу, разного рода восприятия и результативности тех связей, которые являются прямыми [6].Взаимоотношения между муниципальными и региональными органами власти подвержены множеству вызовов и проблем. Во-первых, диспаритет в ресурсах и полномочиях между уровнями управления может приводить к конфликтам интересов. Региональные власти часто располагают большими финансовыми и административными ресурсами, что позволяет им оказывать значительное влияние на решения, принимаемые на местном уровне. В результате муниципальные образования могут сталкиваться с неравномерным распределением ресурсов, что затрудняет реализацию их собственных инициатив и программ.Во-вторых, отсутствие четкой координации в рамках межуровневого взаимодействия может вызывать дублирование функций и неэффективное расходование бюджетных средств. Реализация одних и тех же социальных программ как на муниципальном, так и на региональном уровне нередко приводит к тому, что средства используются неэффективно, а результаты оказываются неоптимальными. Это особенно актуально в контексте реализации государственных программ и проектов, требующих слаженных усилий разных уровней власти.Исследователи выделяют ряд проблем, которые являются наиболее острыми для местного самоуправления на современном этапе. Это и низкие показатели эффективности управления местных органов власти, отсутствие профессионально подготовленных кадров, недостаток финансовых средств, низкая оснащенность материально-техническими средствам, низкая активность населения. Следует отметить, что данная картина характерна для многих регионов [4].С. Попов, исследовавший проблемы развития государственного и муниципального управления в Москве, отмечал, что понятие взаимодействия институтов местного самоуправления с институтами государственной власти отражено в федеральном законодательстве, но в тоже время ни один федеральный закон не разъясняет, что это такое, и как его реализовать на деле [1].Конституцией Российской Федерации закреплена организационная обособленность муниципальных органов управления от органов власти государства, [5] но в практической действительности управление во всех сферах жизни общества, которое выстраивается на эффективной основе, не представляется возможным без четко отлаженного механизма по их взаимодействию. Основные принципы, заложенные в этих нормативных актах, предполагают необходимость учета интересов местного самоуправления при разработке и реализации региональной политики. Однако на практике нередко наблюдается несоответствие между декларативными положениями и их осуществлением.Согласно Федеральному закону «О местном самоуправлении в Российской Федерации», муниципальные образования наделены определенными полномочиями, однако не всегда имеют достаточные ресурсы для их реализации. Это обостряет проблемы в межбюджетных отношениях, где муниципальные образования часто оказываются зависимыми от бюджета субъекта России, что ограничивает их возможности в принятии самостоятельных решений.Развитие системных механизмов взаимодействия между муниципальными и региональными органами власти является ключевым условием повышения эффективности управления. Необходимы платформы для регулярного диалога и обмена информацией, где заинтересованные стороны могут обсуждать актуальные проблемы и находить совместные решения. Для этого могут быть использованы как формальные, так и неформальные механизмы.Формальные механизмы включают в себя совместные заседания, конференции и круглые столы, освещающие вопросы, касающиеся как текущей политики, так и стратегических планов. Неформальные механизмы могут быть представлены в виде рабочих групп, состоящих из представителей различных уровней власти, а также экспертов и представителей гражданского общества. Важно подчеркнуть, что успешное взаимодействие требует создания системы обратной связи, позволяющей учитывать мнения всех заинтересованных сторон.В качестве примера успешного взаимодействия можно привести проекты по развитию городской инфраструктуры, в которых активно участвуют как муниципальные, так и региональные органы. Такие проекты, как строительство социальных объектов, благоустройство общественных пространств или развитие транспортной сети, могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве между уровнями власти. К примеру, в некоторых регионах России наблюдается позитивная практика создания межмуниципальных ассоциаций, которые позволяют объединять усилия для решения общих задач.Государственная поддержка местного самоуправления по всем направлениям деятельности осуществляется через [3, с. 426]:1) законодательные акты, регулирующие деятельность местного самоуправления,2) контроль над соблюдением конституционных основ местного самоуправления,3) удовлетворение предложений и обращений местного самоуправления,4) финансовую помощь (отчисления в местные бюджеты, дотации, единовременные кредиты),5) повышение квалификации депутатов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере экономики и права,6) работу с населением (лекции, беседы, теле- и радиопередачи, материалы в прессе, сборники правовых актов и комментарии к законодательству),7) программы поддержки местного самоуправления (общие и специальные программы, федеральные и республиканские, областные и т.п.),8) показатели эффективности местного самоуправления.Еще одним примером является использование механизмов госгарантий и субсидий, предоставляемых регионами для муниципальных образований. Такие меры направлены на стимулирование местного самоуправления к активному развитию социально-экономической инфраструктуры и повышению качества муниципальных услуг.Механизм взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти складывается преимущественно в политико-правовой и финансово-экономических сферах. Процесс формирования такого взаимодействия - явление длительное. Возможности устанавливать правила взаимоотношений в руках органов федеральной и региональных властей. Это способствует созданию положения, при котором обязанности по обеспечению необходимых условий жизни граждан возлагаются на органы местного самоуправления, а финансово-экономические и организационные возможности остаются в руках федеральных и региональных властей.Остается насущным вопрос о несоответствии располагаемых материальных ресурсов органами местного самоуправления и вверенных им полномочий. На сегодняшний день большинство муниципальных образований не имеют возможности реализовать весь потенциал в связи с недостаточностью финансово-экономической базы [2].Таким образом, взаимодействие между муниципальными и региональными органами власти является важным условием для эффективного государственного управления. В то время как наличие законодательной базы и формальных механизмов взаимодействия создает основу для сотрудничества, его успех во многом зависит от применения гибких и открытых подходов, которые учитывают интересы всех сторон. Устранение существующих дисбалансов и создание системного взаимодействия позволит значительно повысить качество принимаемых решений, улучшить уровень жизни населения и повысить доверие граждан к органам власти. В будущем необходимо продолжать работать над оптимизацией межбюджетных отношений, развитием механизмов совместного управления и повышением уровня взаимодействия на всех уровнях власти, что станет залогом устойчивого развития местных сообществ и региона в целом.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Заворыхина Е.С. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1156 - 1162. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19863 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*