'
Зайцева К.А., Дворникова И.Н.
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
в работе рассматриваются аспекты группового взаимодействия подростков со сверстниками в условиях общеобразовательной школы, в частности анализируется проблема управления своими эмоциями, предлагаются пути решения рассмотренных проблем.
Ключевые слова:
подростки, общеобразовательная школа, групповое взаимодействие, эмоции, проблемы, пути решения
Динамика взаимодействия между подростками и их сверстниками в условиях средней школы представляет собой многогранную проблему, которая привлекает внимание педагогов, психологов и исследователей. Подростковый возраст - это критический период, характеризующийся быстрым физическим, эмоциональным и социальным развитием, в течение которого способность эффективно общаться и сотрудничать со сверстниками становится все более значимой. В школьной среде, где групповые занятия, совместное обучение и социальная интеграция являются ключевыми компонентами образовательного процесса, качество этих взаимодействий может существенно повлиять не только на успеваемость, но и на общее психологическое благополучие учащихся [1, с. 143].На этом этапе жизни подростки часто испытывают повышенную чувствительность к социальным отношениям, стремясь получить одобрение и признание со стороны сверстников и одновременно преодолевая сложности, связанные с самоидентификацией и индивидуальностью. Такое взаимодействие личных и социальных факторов может привести к непониманию, конфликтам и чувству отчуждения, что может препятствовать формированию здоровой групповой динамики. Более того, среда средней школы с ее структурированным расписанием, разнообразным составом учащихся и различными уровнями академических и социальных ожиданий может как способствовать, так и затруднять развитие эффективного взаимодействия со сверстниками [2, с. 242].Понимание и решение этих проблем требует взвешенного подхода. Способствуя социально-эмоциональному обучению, поощряя совместные проекты и устраняя случаи издевательств или социальной изоляции, школы могут создать условия, поддерживающие позитивные отношения между сверстниками. Тем не менее, для достижения этой цели требуются не только практические меры, но и более глубокое изучение факторов, влияющих на поведение подростков в группе, - от культурного и социально-экономического контекста до индивидуальных особенностей личности и стадий развития.Проблема обеспечения эффективного группового взаимодействия подростков - это не только педагогическая, но и общественная проблема, поскольку навыки и отношения, сформированные в эти годы, часто закладывают основу для будущих межличностных и профессиональных компетенций. Таким образом, задача повышения групповой динамики в средней школе остается важнейшей областью для дальнейшего изучения и инноваций.Подростки часто сталкиваются с трудностями в понимании и управлении своими эмоциями, что может привести к конфликтам, недопониманию и отчуждению в группах. Разнообразие интересов и способностей в школьной среде иногда может создавать барьеры для взаимопонимания и сотрудничества. Давление сверстников, конкуренция и потребность в социальном признании еще больше усложняют эту динамику, делая сложным установление гармоничных взаимодействий, выгодных всем участникам.Для решения этой проблемы необходимо сочетание структурированных и творческих стратегий, к примеру педагоги могут сыграть ключевую роль, включив в учебную программу социально-эмоциональное обучение. Предлагаемый нами подход помогает учащимся развивать самосознание, эмпатию и навыки эффективного общения, что крайне важно для успешного взаимодействия в группе. Поощрение совместной деятельности, такой как групповые проекты или командные задачи по решению проблем, позволяет учащимся практиковаться в совместной работе, развивая при этом взаимное уважение и чувство общей цели [3, с. 69].Не менее важно создать в классе атмосферу, которая подчеркивает инклюзивность и уважение, ведь учителя могут добиться этого, устанавливая четкие ожидания в отношении поведения, моделируя позитивное взаимодействие и активно пресекая любые случаи запугивания или отчуждения. Программы наставничества для сверстников, в рамках которых старшие ученики направляют младших, также могут способствовать формированию чувства общности и взаимной поддержки.Еще одно эффективное решение - регулярное предоставление возможностей для высказывания проблемных аспектов учителям. Поощряя учащихся обсуждать свой опыт в группах, выявлять проблемы и предлагать улучшения, педагоги могут помочь им развить навыки, необходимые для саморегуляции и конструктивного сотрудничества. Профессиональное развитие учителей в области групповой динамики и разрешения конфликтов может еще больше повысить их способность эффективно направлять учащихся.В конечном счете, цель состоит в том, чтобы создать среду, в которой подростки будут чувствовать себя ценными и понятыми, что позволит им вносить значимый вклад в работу своих групп. Устраняя основные причины неэффективного взаимодействия и оказывая постоянную поддержку, школы могут заложить основу для позитивных отношений, которые выходят за пределы класса и переходят во взрослую жизнь. Такой комплексный подход не только улучшает непосредственный образовательный опыт, но и прививает учащимся навыки, необходимые для успешной жизни в различных социальных и профессиональных контекстах.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Зайцева К.А., Дворникова И.Н. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1258 - 1262. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19878 (дата обращения: 13.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*