'
Зайцева К.А., Калинина Т.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СВЕРСТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ *
Аннотация:
в работе рассматриваются аспекты психолого-педагогического обеспечения эффективного группового взаимодействия подростков сверстников в условиях школы, анализируются проблемные аспекты, предлагаются пути решения.
Ключевые слова:
подростки, школа, групповое взаимодействие, проблемы, пути решения
Взаимодействие между взрослыми и старшеклассниками в школьной среде представляет собой жизненно важную область для укрепления взаимопонимания, уважения и сотрудничества. По мере того, как старшеклассники преодолевают сложности подросткового возраста, их отношения со взрослыми - учителями, консультантами или другими сотрудниками - играют ключевую роль в формировании их академических достижений, эмоционального благополучия и социального развития. Стоит отметить, что взаимодействие не обходится без проблем [2, с. 122]. На этом этапе старшеклассники часто стремятся к большей самостоятельности и самоутверждению, но при этом нуждаются в руководстве и поддержке для принятия взвешенных решений и развития основных жизненных навыков. Взрослым же приходится балансировать между авторитетом и эмпатией, обеспечивая конструктивное и уважительное взаимодействие и удовлетворяя при этом разнообразные потребности своих учеников. В таких обстоятельствах психолого-педагогическая помощь становится незаменимой. В рамках этого подхода особое внимание уделяется созданию среды, в которой взрослые и старшеклассники могут вести содержательный диалог, строить доверительные отношения и совместно работать над достижением общих целей.Развитие эффективного группового взаимодействия между подростками в рамках их взаимоотношений является важнейшим аспектом их социального и личностного роста. Подростки сталкиваются с многочисленными проблемами при определении своего места в группах сверстников, на что часто влияет их эмоциональное, психологическое и когнитивное развитие. Проблемы могут проявляться в виде трудностей в общении, конфликтов внутри группы или трудностей в установлении доверия и взаимного уважения [1, с. 3]. Ключевым фактором поддержки подростков является развитие их способности понимать свои эмоции и управлять ими, поскольку эмоциональная регуляция является основой здоровой групповой динамики. Подростки часто испытывают повышенную чувствительность к межличностной обратной связи, что может приводить к недопониманию и конфликтам. Психологическая помощь, например, консультации по профориентации или семинары, посвященные эмоциональному интеллекту, могут дать им инструменты, позволяющие лучше ориентироваться в таких ситуациях. Когда ученики учатся распознавать свои эмоции и понимать эмоции других, они с большей вероятностью смогут построить крепкие и благоприятные отношения со сверстниками [3, с. 300].Педагогическая поддержка также играет важную роль в улучшении групповых взаимодействий. Учителя могут создавать возможности для структурированного сотрудничества, поощряя учащихся к совместной работе в различных группах над проектами или видами деятельности, требующими коллективных усилий. Намеренно разрабатывая задания, которые подчеркивают сильные стороны разных членов группы, педагоги помогают подросткам осознать ценность разнообразия и важность вклада каждого человека. Кроме того, предоставление четких инструкций по сотрудничеству и разрешению конфликтов вооружает учащихся стратегиями конструктивного решения проблем.Важным компонентом эффективной помощи является создание безопасной и инклюзивной среды, в которой подростки чувствуют, что их уважают и слышат. Открытый диалог между учащимися и педагогами может помочь выявить глубинные проблемы, нарушающие сплоченность группы, такие как чувство изоляции или неразрешенные разногласия. В таких случаях целенаправленное вмешательство, включая программы посредничества между сверстниками или групповые дискуссии, может помочь восстановить доверие и улучшить коммуникацию в группе [4, с. 22].Вовлечение родителей также способствует успеху этих усилий. Поощрение родителей к тому, чтобы они поддерживали социальное развитие своих детей дома, путем открытых бесед и моделирования позитивного поведения, направленного на налаживание отношений, укрепляет навыки, которые подростки приобретают в школе. В конечном итоге сочетание психологических и педагогических стратегий, разработанных с учетом уникальной динамики каждой группы, позволяет подросткам развить навыки, необходимые для успешного развития отношений со сверстниками. Затрагивая как эмоциональные, так и практические аспекты группового взаимодействия, эти меры не только улучшают качество взаимоотношений подростков, но и готовят их к будущей социальной и профессиональной среде, где работа в команде и сотрудничество имеют большое значение.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Зайцева К.А., Калинина Т.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СВЕРСТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1263 - 1267. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19879 (дата обращения: 13.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*