'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 175

Просмотры  146 просмотров

Меркулов М.Ю.

  


ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТА КРАСОТЫ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается эволюция пластической хирургии от медицинской необходимости к инструменту достижения идеалов красоты. Анализируются культурные и психологические аспекты популяризации искусственной внешности, её последствия для общества и психики личности. На основе исторического контекста и современных исследований оценивается тезис о том, что пластическая хирургия привела к одержимости искусственной внешностью.   

Ключевые слова:
пластическая хирургия, искусственная внешность, дисморфофобия, стандарты красоты, медийное влияние   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-1281-1291-1297

Пластическая хирургия, зародившаяся как медицинская практика восстановления внешности после травм и врождённых дефектов, претерпела существенные изменения. Сегодня она стала важным элементом индустрии красоты, сформировала новые социальные стандарты. Одним из многочисленных вопросов, обсуждаемых психологами, является влияние этих изменений на восприятие себя, развитие перфекционизма и психологического стресса. Тезис о том, что пластическая хирургия способствовала одержимости искусственной внешностью, подтверждается рядом исследований, акцентирующих внимание на усилении социального давления, связанного с соответствием стандартам красоты. Однако важно рассмотреть это явление с учётом культурных, экономических и психологических факторов.Появление пластической хирургии изначально преследовало медицинскую цель — восстановление внешности после травм или врождённых дефектов. Зарождение «института красоты» началось после войны, когда возникла необходимость преобразить человеческую внешность. Во времена СССР основным заказчиком были структуры КГБ, у которых было много заказов: от создания двойников Сталина до смены внешности агентов. В Советском Союзе непреложным правилом было умозаключение о том, что советский человек красив прежде всего как личность, поэтому пластика была недоступна людям. После распада СССР заказчиками постепенно стали частные медицинские учреждения. Цель также сменилась: от имиджевой пропаганды и оперативных нужд до формирования идеальной внешности. В СССР мотивом являлось стремление показать заботу государства о гражданах через возможность восстановления внешности. В современной России мотив развития пластической хирургии перешел в плоскость удовлетворения рыночного спроса. Стоимость операций выросла, но они стали доступны населению. В 1930-х годах в СССР идея изменения внешности воспринималась как шокирующая и противоречащая нормам морали. Пластическая хирургия считалась исключительно восстановительной процедурой. Вмешательство, носящее эстетический характер, осуждалось и не обсуждалось публично. Операции проводились только нуждающимся или по нуждам КГБ. В 20-м веке пластическая хирургия использовалась для исправления врожденных дефектов и возрастных изменений, оставаясь "элитной" сферой. Подтяжка лица и ринопластика дополнились ботоксом, липосакцией и увеличением груди. Отечественные хирурги обучались по зарубежной литературе и заменяли необходимые для операций материалы подручными средствами (например, конским волосом и лезвиями). Общество воспринимало пластику неоднозначно: одни осуждали её, другие считали привилегией. Институт красоты был недоступен обычным людям, а хирургов было крайне мало. Несмотря на высокий спрос, пластическая хирургия оставалась табуированной. Постепенно её популяризацию начали знаменитости: за рубежом — Дитрих и Риверс, в СССР — Орлова, Мордюкова, Гурченко. Майкл Джексон стал первым "героем", популяризировавшим пластические операции. С его появлением пластическая хирургия начала переходить в разряд допустимого. Его трансформации широко обсуждались в СМИ, вызывая шок и интерес. Эстетическая хирургия быстро интегрировалась в культуру.Общество начало принимать пластику как способ самовыражения и достижения успеха. Медийные личности вроде семьи Кардашьян стали символами, показывающими, что искусственная внешность может быть привлекательной и желанной. Они публично признавались в коррекции внешности, что легализовало идею. Постепенно к семье Кардашьянов присоединились другие известные личности: Кайли Дженнер, Белла Хадид. Они задавали стандарты красоты, недостижимые без хирургического вмешательства. Зарубежные телевизионные реалити-шоу «The Swan» и «Keeping Up with the Kardashians» стали продвигать пластику как норму. Появление «Instagram»*(* запрещено в РФ) усилило визуализацию идеальных образов, которые были результатом хирургии или фильтров. Блогеры, такие как Аманда Эннис, Микейла Ногейра и многие другие, начали демонстрировать результаты своих операций и вдохновлять аудиторию на подобные изменения. Пластическая хирургия стала символом социального успеха и заботы о себе. Фильтры на основе идеалов красоты подтолкнули пользователей стремиться к "цифровой внешности". Это породило феномен "синдрома Snapchat", включающий в себя эффекты гладкой кожи, «пухлых» губ и выделяющихся скул, к которым и по сей день стремятся многие. Понятие «Snapchat дисморфия» или «селфи дисморфия», описанное Робертом Кристелем в 2021 году, иллюстрирует, как цифровые фильтры формируют искажение восприятия реальности [5]. Кристель, Даян, Акиносун и Рассел подчёркивают, что отфильтрованные фотографии усиливают стремление к хирургической коррекции внешности, особенно среди людей в возрасте от 22 до 37 лет. Так, Американское общество пластических хирургов (ASPS) в 2019 году отметило рост запросов на операции, связанные с коррекцией черт лица под «фильтры». Пластическая хирургия стала способом достижения недостижимых идеалов, таких как "фигура как у Кардашьян" или "лицо как у Беллы Хадид". Идеальная внешность свелась к набору характеристик. Это вызвало стереотипизацию внешности и дискриминацию людей с уникальными чертами [3].Отчасти, желание исправить свою внешность стало перекликаться с перфекционизмом, попыткой достичь недостижимых стандартов, постоянным недовольством собственной внешностью и хроническим стрессом. Эстетическая хирургия приобрела способность временно повышать самооценку, однако этот эффект носит краткосрочный характер, поскольку люди после операций часто сталкиваются с новыми комплексами, связанными с восприятием своей внешности. Увеличение популярности пластической хирургии привело к распространению дисморфофобии, при которой человек концентрируется на мнимых недостатках своей внешности. Хартманн и Бухлманн провели исследование, в котором обнаружилось, что до от 1.7 до 2.9% пациентов пластических хирургов страдают этим расстройством [6, с. 49]. Особенно часто оно диагностируется среди подростков и молодых людей, чья самооценка напрямую зависит от внешнего вида и восприятия себя в социальных медиа. Многие пациенты с дисморфофобией стремятся к улучшению внешности с помощью пластических операций, но часто этого недостаточно для того, чтобы избавиться от болезненного восприятия своего тела. Если общество продолжит придерживаться нереалистичных стандартов красоты, то будет расти и число людей, страдающих от этого расстройства. Введение технологий, позволяющих кардинально менять свою «цифровую» внешность, может ещё больше усугубить ситуацию, что может привести к новым уровням психологического давления и образованию новых психических расстройств. Таким образом, пластическая хирургия и дисморфофобия связаны между собой как следствие и причина.Популяризация пластической хирургии поставила перед обществом ряд этических вопросов. Должны ли хирурги отказывать пациентам, чьи запросы продиктованы модой или социальным давлением? Как минимизировать вред, связанный с культом искусственной внешности?Некоторые специалисты предлагают сосредоточиться на формировании здорового отношения к телу. Например, доктор психологических наук Кристин Нефф подчёркивает значение развития самосострадания, которое помогает людям принимать свою индивидуальность. [7, с. 277].Однако, не все исследователи согласны с идеей, что пластическая хирургия однозначно вредит психическому здоровью. Так, психотерапевт Максим Сологуб утверждает, что эстетическая хирургия помогает людям справляться с комплексами, что может улучшить качество жизни. Однако важно учитывать мотивацию пациента: внешние ожидания социума или внутреннее желание изменений [1]. В случае сомнений хирурга по поводу необходимости операции пациент должен быть перенаправлен на консультацию к психиатру [2]. С одной стороны, пластическая хирургия способствует развитию стандартов красоты, поддерживаемых медийными личностями и масс-медиа. Это приводит к формированию идеалов, которые трудно достичь без хирургического вмешательства, что в свою очередь способствует распространению идеологии «совершенной» внешности. С другой стороны, пластическая хирургия может рассматриваться как инструмент самовыражения. В этом контексте она не столько способствует культу искусственной внешности, сколько предлагает людям возможность воплотить их представления о собственной красоте. Соответственно, пластическая хирургия является не только инструментом преобразования внешности, но и важным компонентом культурного и социального контекста, порождающим новый тип «культа красоты».Таким образом, тезис о том, что пластическая хирургия приводит к одержимости искусственной внешностью, имеет основания, хотя роль медийного и социального влияния также значительна. Однако решающую роль в этом процессе играют социальные сети, медиа и общественные установки. Для снижения негативных последствий важно развивать психологическую устойчивость, критическое отношение к идеализированным образам и акцентировать внимание на внутренней ценности личности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Меркулов М.Ю. ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТА КРАСОТЫ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1291 - 1297. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19883 (дата обращения: 13.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19883



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.