'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 184

Просмотры  156 просмотров

Серегин К.С., Кириллов Г.М.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА: ПЕРЕКРЕСТОК ВЗАИМНОГО ВДОХНОВЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья исследует взаимосвязь искусства и философии как средств познания мира и выражения идей о бытии. Рассматриваются музыка, литература, живопись и их влияние на духовное и интеллектуальное развитие человека. Особое внимание уделяется тому, как через творчество можно выражать философские идеи, недоступные для передачи обычным языком. Анализируются различные эпохи и виды искусства. Также подчеркивается роль искусства как способа самопознания и диалога между культурными традициями и современностью.   

Ключевые слова:
искусство, философия, музыка, литература, живопись, самопознание, культура   


Искусство и философия издавна занимают особое место в человеческой жизни, служа средствами для познания мира и осмысления сущности бытия. С самых древних времён философы и художники стремились ответить на извечные вопросы о природе реальности и месте человека в мире. Философия, в свою очередь, искала теоретические обоснования этим вопросам, тогда как искусство воплощало их в наглядных формах, будь то литература, музыка или живопись. Искусство выполняет эстетическую функцию, при этом не всегда подчиняясь логическим и прагматическим нормам. Типологическое, а точнее культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов: а) Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства — это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии — интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии. Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе, которое прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо. в) Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек, и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности [1].Именно благодаря искусству мы обретаем уникальные способы переживания и выражения сложных идей, которые невозможно передать простым языком. Так, музыка, как подчеркивал Сартр, является средством экзистенциальной свободы, в котором человек находит себя и свои чувства. Литература, будучи своего рода «зеркалом души», также открывает двери к пониманию внутреннего мира человека и его вечного стремления к самопознанию. Живопись, в свою очередь, позволяет выразить философские и духовные поиски через визуальные образы, которые могут быть многослойными и символичными.Наскальная живопись, гравировка по кости и различные скульптуры из камня и глины первоначально выполняли функцию сбора и анализа информации о мире, помогая человеку систематизировать знания о своей среде обитания. С течением времени искусство эволюционировало, становясь более сложным и ориентированным на эстетические ценности, которые развивались вместе с обществом [2].Эпоха Возрождения стала временем возрождения гуманистических ценностей, которые существенно повлияли на искусство и философию. В этот период происходило восстановление преемственности с античной культурой, а человек занял центральное место в мировоззрении. Леонардо да Винчи, в своем стремлении к универсальности, создал символ эпохи – «Витрувианский человек», который демонстрирует гармонию между физической красотой и интеллектуальными способностями человека. Эта работа отражает антропоцентрическую идею, где человек становится микрокосмом, отражающим законы вселенной. Микеланджело, с другой стороны, через свои скульптуры, такие как «Давид», выражал внутреннюю борьбу человека за свободу и совершенство. Его работы отличает драматизм и динамика, символизирующие стремление к преодолению ограничений [3-4].Литература, как и изобразительное искусство, всегда служила площадкой для выражения философских идей, предлагая читателю уникальное пространство для размышлений о жизни, свободе и смысле человеческого существования. Многие писатели, такие как Фёдор Достоевский и Александр Пушкин, напрямую обращались к философским вопросам, используя литературные образы и сюжеты для исследования таких тем, как свобода воли, ответственность и моральные дилеммы. Например, Достоевский через своего героя Родиона Раскольникова ставит под сомнение понятия добра и зла, раскрывая трагичность поиска смысла в аморальных поступках. Пушкин в стихотворении – “Пророк” говорит о вечной философской проблемы предназначения поэта и поэтического творчества [5].Музыка выступает как уникальное средство выражения философских идей благодаря своей способности обращаться к человеческому сознанию через абстрактные формы звука. В статье отмечается, что музыкальный язык, подобно живописи, способен передавать сложные концепции через символические и эмоциональные структуры, пробуждая глубокие размышления о природе бытия, свободе и страдании. Такие произведения, как симфонии и оперы, не только создают эмоциональное воздействие, но и служат метафизическим мостом, позволяя композиторам выражать фундаментальные философские идеи в нелинейной и интуитивной форме [6].Так же можно найти не только случаи когда музыкант являются философами, а наоборот философы являются творцами произведения искусства в музыке. Например, Жан-Жак Руссо один из величайших философов эпохи Просвещения, он написал немало музыкальных произведений. В его композиторском багаже есть, например, сборник из 95 романсов на стихи разных поэтов под названием Les consolations des miseres de ma vie (в пер. с фр. — «Песни утешения в страданиях моей жизни») (1781).Джаз, появившийся в начале XX века, открыл новые горизонты для музыкального выражения философских концепций. Этот жанр стал настоящим символом свободы и индивидуальности. Но джаз в свою очередь является музыкой - “тайной”. Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Вся общая философия строится на одной идеи: джаз это то, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Рок-музыка, особенно протестные направления второй половины XX века, также имеет тесную связь с философией и критическим осмыслением существования. Такие группы, как The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin и другие, высказывали через свою музыку протест против социального давления, войны, одиночества и утраты смысла. Композиции Pink Floyd, например, стали музыкальными трактатами о трагичности человеческого существования и социальной несправедливости. В своих альбомах «The Wall» и «Dark Side of the Moon» они обсуждают вопросы самоидентификации, отчуждения и поиска смысла, что близко экзистенциалистской философии. Джим Моррисон солист из группы The Doors и вовсе считают поэтом и философом, ведь стихи Моррисона - это создание нового мира, путешествие в неизвестное, философия бунтовщика - "прорваться на другую сторону", туда, где все спонтанное и свободное. Моррисон имеет свой неповторимый стиль, которому остается неизменно верен.Хип-хоп, зародившийся в бедных районах Нью-Йорка в 1970-х годах, представляет собой уникальную форму философского самовыражения. В отличие от классической музыки или джаза, хип-хоп является не только музыкальным, но и социальным явлением, которое передает голоса тех, кто зачастую остаётся на периферии общества. Через рифмы и тексты уличные поэты, такие как Tupac Shakur, Nas, Jay-Z, выражали чувства угнетённых, их мысли о социальной несправедливости, расизме, бедности и борьбе за выживание. Например, в творчестве Тупака Шакура можно увидеть не только резкую критику социальной системы, но и глубокое размышление о внутренней борьбе человека за самоосознание и смысл в несправедливом мире.Музыка, будучи не просто видом искусства, но и глубинным отражением мироздания, обладает способностью передавать фундаментальные философские идеи. Она воплощает в себе вечное и изменчивое, гармонию и ритм, становясь посредником между человеческим восприятием и универсальным порядком бытия. Музыкальные произведения, независимо от их стиля и эпохи, дают возможность слушателю глубже осознать свое место в мире, участвуя в диалоге между личным и вселенским, рациональным и интуитивным. Этот диалог, в свою очередь, стимулирует новые размышления о природе человека и мира в целом [7].Также музыка, благодаря своей способности передавать глубокие эмоциональные и духовные состояния, действительно становится универсальным языком, способным отражать философские идеи. Она не только создает эмоциональную связь со слушателем, но и выполняет познавательную функцию, раскрывая внутренний мир человека и окружающую действительность. Так, как отмечают исследователи, музыка позволяет выражать целостный образ мыслей и чувств, формируя представление о гармонии и красоте, что способствует возвышению личности и духовному развитию [8-9].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Серегин К.С., Кириллов Г.М. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА: ПЕРЕКРЕСТОК ВЗАИМНОГО ВДОХНОВЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1356 - 1362. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19892 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19892



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.