'
Лосева А.Д., Беляева О.Л.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в данной статье представлен анализ современных и базовых исследований представителей отечественной психологии в области изучения развития социальнокоммуникативных навыков у детей в общем, и актуальность и особенности их развития у детей с задержкой психического развития
Ключевые слова:
Социально-коммуникативное развитие, ФГОС, задержка психического развития, дети дошкольного возраста.
Первым видом социальной активности, с помощью которой ребенок получает необходимую информацию для его интеллектуального развития, является общение. Общение выступает средством приобретения новых знаний, умений и навыков, формирует и развивает способности, самосознание, самооценку, характер и личностные качества ребенка. Представители отечественной психологии Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев в своих работах указывают на то, что общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, поскольку оно в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме приводит к установлению связей ребенка с окружающими его людьми и выступает первым компонентом общественных взаимоотношений, являющимся сущностью личности. Таким образом, в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности и самому себе. Коммуникативные качества человека формируются и развиваются в раннем возрасте, поскольку уже на тот момент у ребенка возникает потребность в общении, активность, возможность установления межличностных контактов. Общение, согласно представителям деятельностного подхода в отечественной психологии, выступает в роли одного из ведущего вида деятельности, одной из главных составных частей существования и развития ребенка, формируя его личность. Именно в дошкольном возрасте формируются основы коммуникации, необходимые для дальнейшего успешного взаимодействия в обществе. [2] Следует отметить, что в последние годы существенно возросло количество детей с определенными проблемами в развитии. Наиболее актуальными эти проблемы становятся в преддверии школьного обучения, когда отставание становится очевидным. Именно поэтому в настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика ребенка наиболее пластична. [11] В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), социальнокоммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка. Данная образовательная область содержит в себе: - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Актуальность данной темы заключается в том, что новый ФГОС ДО даёт возможность ребёнку с ЗПР получать дошкольное образование совместно со здоровыми детьми, что позволяет реализовать их потенциально эффективное совместное образование и развитие необходимых социально-коммуникативных навыков. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3
Ссылка для цитирования:
Лосева А.Д., Беляева О.Л. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 116 - 123. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/199 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*