'
Мун А.Н., Венатовская Л.А.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА СО ВСТРОЕННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ ОХТА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ *
Аннотация:
данная статья посвящена изучению территории набережной реки Охта в Санкт-Петербурге. Выявлен потенциал ее развития, сильные и слабые стороны для дальнейшего проектирования жилого квартала, сочетающего в себе жилую, общественную и рекреационную функции. В качестве основного объекта исследования рассматривается жилой дом со встроенным обслуживанием в прибрежной зоне. В рамках статьи также изучен отечественный опыт проектирования по данной теме, на основе которого выявлены принципы формирования концепции объекта. В дальнейшем они лягут в основу проектного предложения объекта «жилого комплекса со встроенным обслуживанием на набережной реки Охта».
Ключевые слова:
архитектура, жилой дом, встроенное обслуживание, пешеходная набережная, опыт проектирования, Санкт-Петербург
Формирование качественной городской среды – всегда является актуальной темой в архитектуре. Особенно остро она стоит в крупных городах. Ведь именно грамотно спроектированное городское пространство, созданное взаимосвязью жилой застройки, общественными центрами и зонами рекреаций, формирует единую среду для комфортного проживания, времяпровождения и улучшения качества жизни.Проектирование квартала Красногравдейского района Санкт-Петербурга является актуальным концептным предложением в рамках реорганизации промышленной зоны и развития качественной, благоустроенной и современной жилой среды в существующей инфраструктуре города.Берега Невы и Большой Охты ещё с первой половины XVIII века являются промышленной зоной. Её формирование началось со строительства пороховых заводов и развития сопутствующих производств. Облик, который знаком нам, район начал приобретать в 1920—1930 годах, когда деревянные постройки, преобладавшие здесь, сменялись современными каменными домами [1].. В микрорайоне создавался полный комплекс культурно-бытовых учреждений, и к началу XXI века территория существенно различалась по функциональному назначению [2].Сегодня промышленный пояс Санкт-Петербурга занимает большие территории районов. Вместе с этим, многие комплексы перестали выполнять прямую задачу, а в ряде случаев вообще оказываются остановленными, что превращает их в склады [3].В рамках проектного предложения выбран участок проектирования, ограниченный р. Охта на севере, Заневским проспектом на юге, заводом Русские самоцветы на западе и железнодорожными путями на востоке (рисунок 1).Рисунок 1. Расположение участка проектирования.В соответствии с генеральным планом г. Санкт-Петербург (до 2025 г., новая редакция от 21.12.2023) [4] существующее функциональное зонирование проектируемой территории представляет собой следующие функциональные зоны (рисунок 2).Рисунок 2. Существующее функциональное зонирование территории и по генеральному плану.Большую часть территории занимает зона транспортной инфраструктуры и общественно-деловая зона. Так же на участке проектирования расположены такие зоны как зона рекреационного назначения, акватории и водного фонда и зона инженерной инфраструктуры. На противоположном берегу относительно участка проектирования расположен жилой квартал (зона Ж4), в составе которого размещены школа и детский сад.Влияние на новое строительство оказывают объекты культурного наследия, которые расположены близ рассматриваемого участка, существующая жилая застройка, общественные центры и зелёный каркас территории, представляющий собой береговую линию р. Охта и парковые зоны: Ладожский парк и парк Малиновка.Жилой фонд ближайших кварталов — это типовая панельная застройка конца 1970х- начала 1980х годов, так же встречаются «брежневки». Отдельные жилые дома анализируемой территории относятся к постройке конца 1990х, начала 2000х годов. Сама планировка и структура их размещения так же отражает постсоветский период. Современные жилые комплексы построены локально и составляют малый процент общего жилого фонда района. Этажность средняя, высотность жилых домов 9-21 этаж (рисунок 3).Рисунок 3. Схема этажности застройки.Структура улиц Красногвардейского района ортогональная. Сеть основных городских улиц является сочетанием прямолинейных пересечений. Магистрали связывают на только части внутри района, но и продолжают свое направление и за его пределами. Большинство магистральных улиц имеют дублеры, тем самым обеспечивая безопасные проезды в кварталы жилой застройки. В границах проектируемого участка организованной внутренней структуры улиц и проездов нет (рис.4). Связь с противоположным берегом осуществляется через железнодорожный мост. Основные пешеходные потоки осуществляются с юга – Ладожский вокзал, станция метро Ладожская и проспекта Косыгина.Рисунок 4. Транспортная схема.Так же на берегу реки находится стоянка моторных лодок, которую необходимо сохранить как часть идентификации места.Результат проведенного исследования можно обобщить в виде SWOT-анализа, сформулировав сильные и слабые стороны территории проектирования, а также возможности и угрозы развития. Результаты анализа отображены в таблице 1.Таблица 1. SWOT-анализ.Проектное предложение предполагает реорганизовать территорию, предложив альтернативное функциональное назначение. Размещение жилой зоны в комплексе с муниципальными организациями, развлекательно-общественным центром и рекреационным пространством набережной. Все это будет являться «точкой ввода» в структуру района, тем самым даст новый вектор развития использования территорий малой Охты.Предлагается разработка проекта жилого дома со встроенным обслуживанием на прибрежной зоне р. Охта. Объект разрабатывается как один из акцентных доминант, формирующих пешеходную зону набережной, а именно ее начало.В рамках разработки проекта был изучен опыт проектирования жилых домов со встроенным обслуживанием на набережной. Рассмотренные проекты аналоги:Жилой комплекс «Полуостров Зил», «Сергей Скуратов Architects», Москва, 2015 г.Жилой дом «Новая звезда», Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», Санкт-Петербург, 2005 г.Жилой комплекс «FORIVER Residence», Архитектурное бюро WALL, Москва, 2022г (проект).На основании анализа участка и опыта проектирования можно выделить следующие аспекты, которые повлияют на формирование проектного предложения жилого комплекса со встроенным обслуживание на набережной:Градостроительный аспект.Организация единой городской среды, связывающей жилой дом и общественно-прогулочную зону.Расположение жилого дома на генплане участка должно интегрироваться в сложившийся природный рельеф прибрежной зоны и подчеркивать ее.Архитектурно-планировочный аспект и функциональное зонирование объекта.Размещение нескольких функций в объекте (жилая, комерческая). Жилая функция доминирующая.Совмещение нескольких функций в комерческих помещениях (торговая, питание, арендуемые простнства, спортивная).Размещение арендуемых пространств (не относящейся к жилой зоне) на 1-2 этаже или в стилобате.Ориентация арендуемых пространств на набережную и пешеходную зону бульвара.Размещение паркинга в подземной части дома.Организация максимума видовых квартир.Размещение пентхаусов и террас на верхних этажах дома, организация террас.Архитектурно-художественный аспект.Архитектурно художественное решение должно стать акцентом жилой застройки участка.Циркульная форма – как основной приём формирования архитектурного облика.Горизонтальный ритм фасадов.Сочетание нескольких текстур на фасаде.Вывод.Выбранная територия проектирования является точкой ввода в глубь района Малой Охты, именно с нее начинается пешходный марсшрут вдоль набережной реки Охта.Проектируемый объект «Жилой комплекс со втроенным обслуживанием на набережной» станет акцентом жилой застройки на данном участке набережной. Он будет вписан в единую систему города и станет ее продолжением. Немаловажным фактором является взаимодействие архитектурного-композиционного решения, функционального зонироания и благоустройства ЖК с общественным центром, находящемся в непосредственной близости от него.Изученние участка проектирования дает понимане о сильных и слабых сторонах территории, а также возможности и угрозы ее развития, это позволит разработать проектное предложение и на уровне генплана, и на уровне объекта.Анализ отечественного опыта позволяет сделать вывод о том, что размещение жилого комплекса с совмещением нескольких функций являет удачным решением. Оно позволяет организовать комфортную и качесвенную среду, тем самым легко интергируя ее в сложившийся городской сценарий.
Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3
Ссылка для цитирования:
Мун А.Н., Венатовская Л.А. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА СО ВСТРОЕННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ ОХТА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1683 - 1692. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19937 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*