'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 286

Просмотры  131 просмотров

Кравцов Г.Г.

  


К ВОПРОСУ О ПРИЧИСЛЕНИИ ПОДПИСИ «ГОТТФРИД ШТАХЛИ-РЮХЕН» К ПСЕВДОНИМАМ ХУДОЖНИКА Х. САТТЛЕРА *

  


Аннотация:
на примере недавно обнаруженной в России картины за подписью G. Stähly-Rychen, рассмотрен вопрос об её авторстве и правомерности причисления к работам австрийского художника Х. Саттлера.   

Ключевые слова:
Губерт Саттлер, Готтфрид Штэхли-Рихен, австрийская живопись, швейцарская живопись, Альпийский пейзаж, Мёнг, Айгер, Юнгфрау, Лаутербруннен   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-1281-2064-2071

Одна из загадок современного антикварного рынка связана с живописными работами за подписью G. Stähly-Rychen, которая воспринимается как один из псевдонимов Хуберта Саттлера. По мнению искусствоведов мастер, подписывая свои работы, часто использовал псевдонимы, в том числе G. Stähly-Rychen, а также L. Ritschard, J. Stauffer и E. Grossen [7].Хуберт Саттлер (1817-1904) – австрийский художник, прославившийся созданием альпийских пейзажей, панорамных изображений с видами городов, созданных во время своих путешествий и отличающихся тщательной прорисовкой деталей.В своё время авторитетный венский аукционный дом Dorotheum по желанию наследников выставил на торги имущество Х. Саттлера, среди которого было несколько картин, за подписью Stähly-Rychen. На одной из картин на обратной стороне присутствовала надпись, сделанная им самим. Техника исполнения, сюжет, художественные материалы указывали именно на этого художника. Много общего нашлось и с другими живописными работами, подписанных как L. Ritschard, J. Stauffer и E. Grossen.Это стало одной из причин того, что один из самых известных аукционных домов Европы Dorotheum признал подпись G. Stähly-Rychen как один из псевдонимов австрийского живописца [9]. Заметим, что этой аукционной площадке, принадлежит рекорд по официально зарегистрированным продажам картин, приписываемых Х. Саттлеру, 85 из 276. Как бы там ни было, в настоящее время в различных источниках без труда найдутся картины, подписанные G. Stähly-Rychen и приписываемые Х. Саттлеру.Однако со временем появлялась информация, ставившая под сомнение это утверждение. Вопросы возникли после публикации результатов нескольких исследований, утверждающих, что Gottfried Stähly-Rychen это самостоятельный художник. Среди них заметка, найденная в газете Intelligenzblatt für die Stadt Bern, за 3 февраля 1891 года (рисунок 1), в которой сообщалось, что: «Г-н Stähly-Rychen в Берне выставляет одно из своих превосходных достижений в области живописи, давшее ему имя художника-анималиста за рубежом. Мы обращаем внимание местных любителей искусства и природы на эту великолепную картину.» [8]. Кем было прислано сообщение, а это важно, неизвестно.Предполагается, что речь идёт о картине, на которой на фоне горного пейзажа изображена собака породы Сеттер Пойнтер по кличке Марс, о чём свидетельствует надпись [4]. Подобные работы часто выполнялись по заказу владельцев собак и других животных. Однако утверждать, что в статье речь идёт именно об этой картине неправомерно. Нельзя исключать, что и данная картина также принадлежит Х. Саттлеру, очередной раз воспользовавшегося своим псевдонимом. Тем более, что тематика картины не свойственна его творчеству и выполнена чисто в коммерческих интересах.Вопрос мог бы проясниться благодаря дате создания картины – 1891 год. В это время Х. Саттлер находился уже в солидном возрасте и маловероятно, чтобы картина принадлежала его перу. Однако его творческая деятельность продолжалась и в пожилом возрасте и исключать принадлежность картины его кисти нельзя. Кроме этого, художник много путешествовал и провёл часть жизнь за пределами родины. Но и здесь нет определённости. К этому времени он уже вернулся в Европу и теоретически ничто не могло помешать демонстрации его работы в Берне. Тем не менее, по совокупности фактов заметка в газете - повод задуматься о существовании реального художника Г. Штахли-Рюхена. Заметим, что аргументированный вывод возможен только после тщательной художественно-технологической экспертизы кртины и самих надписей.Рисунок 1. Фрагмент газеты с заметкой о картине Г. Штахли-Рюхена.Следующая информация связана с обнаружением и творческой деятельностью человека с похожим именем. Сохранились сведения, что в 1882 году г-н Г. Штахли-Рюхен вместе с сыном Рудольфом основал в швейцарском Туне фотостудию, специализировавшуюся на изготовлении личных фотографий, преимущественно в формате визитных карт [5]. Он изготавливал и групповые фотографии. Есть свидетельство того, что в качестве фона своих работ он использовал собственные панорамные картины с изображением швейцарских Альп. Авторские репродукции изготавливались в альбомном формате, которые затем продавались туристам. Однако, по странным обстоятельствам почти все его работы были утеряны.Версии о существовании работ реального Г. Штахли-Рюхена, жившего в 1840–1920 гг. придерживаются искусствоведы Альберт Шауфельбергер и Роберт Цюблин [4, 10]. В швейцарском Туне существовала своя художественная школа, основанная немецким живописцем Ф. Зоммеромом (1822-1901), облюбовавшим в 60-80-е годы альпийские виды в районе долины Лаутербруннен. Согласно их точке зрения одним из его талантливых учеников и является Готтфрид Штахли-Рюхен. В свою очередь среди его учеников называются всё те же фамилии: Луи Ритшар, Жан Штауффер и Эрнст Гроссен. Исходя из этой версии получатся, что множество работ реально существовавших авторов, по ошибке были приняты за произведения Х. Саттлера. Альберт Шауфельбергер публикует фотографию, на которой изображены участники тунской школы пейзажистов во главе с неким Готтфридом Штахли (Gottfried Stähli). Он полагает, что вторая часть фамилии была прибавлена от девичьей фамилии его жены (Rychen), а также заменена буква в окончании [10, c. 48, 104].Мы узнаём и детали биографии художника, из которых следует, что в период с 1883-1892 он проживал в Боллигене неподалёку от Берна, а окончил свою жизнь в Туне в 1920 г. Однако автору этой статьи удалось обнаружить другую информацию, утверждающую, что не в Боллингене, а в Берне в период с 1889 по 1892 года, по адресу: Bern, Centralweg 25, действительно проживал человек, по фамилии Готтфрид Штахли-Рюхен по специальности художник [2, с. 221]. Путанице добавилось и утверждение нескольких сайтов, что местом смерти Г. Штахли-Рюхена является немецкий город Тум [6]. Возможно, опечатка, но для серьёзных аукционных объявлений это не свойственно. Наконец вопрос окончательно запутывается от упоминания авторитетными источниками другого художника - австрийца по фамилии Gottfried Stahli-Rychen, с принципиальной разницей в написании единственной буквы и с совершенно отличным временем жизни 1822-1901 гг. [3].В итоге мы имеем несколько персон с близкими по написанию именами:1) Gottfried Stähly-Rychen как австриец Hubert Sattler (1817-1894) [9],2) Gottfried Stahli-Rychen (1822-1901) как другой австрийский художник [3],3) Gottfried Stähly-Rychen (1840-1920) как отдельный швейцарский фотограф и художник [4],4) Gottfried Stähli [4], который может быть одним их перечисленных.У нас появилась уникальная возможность самостоятельно рассмотреть вопрос принадлежности картин подписанных G. Stähly-Rychen, на примере недавно обнаруженной в России живописной работы с аналогичной подписью и рукописной пометкой на обратной стороне.Художественно-исторический отдел «Прикладная статистика» обладает собранием живописных и графических работ российских и западноевропейских мастеров XV-XX вв. [1]. Среди недавних поступлений – небольшой пейзаж, выполненный в традициях австрийской и швейцарской школы живописи XIX века, созданный на деревянной профессиональной панели, размером 19x13.5 см (рисунок 2).Рисунок 2. Картина за подписью Г. Штахли-Рюхена.Картина находилась в хорошем для своего времени состоянии, однако местами красочный слой отслаивался, и присутствовали незначительные его потери. Автором была выполнена реставрация картины: с помощью 5% желатинового клея, с использованием фторопласта, красочный слой был закреплён, дефекты загрунтованы и затонированы.На картине изображена долина Лаутербруннен на фоне трёх вершин швейцарских Альп: Мёнг, Айгер и Юнгфрау. Это подтверждает и надпись, сделанная на обратной стороне: «Mönch, Eiger und Jungfrau» (рисунок 3). Картина выполнена со стороны западного склона горного. Работа датируется 60-80 годами XIX века. Вероятно, она попала в Россию именно в это время и была привезена туристами из Швейцарии в качестве сувенира.Рисунок 3. Сравнение надписей Х. Саттлера и Г. Штахли-Рюхена.Сама по себе подпись G. Stähly-Rychen, стоящая в правом нижнем углу, не проясняет реального авторства живописи. Действительно, работа напоминает произведения Х. Саттлера. Но детальное изучение находит сходство и с картинами другого художника - Ф. Зоммера. Прояснить ситуацию можно с помощью сравнения почерка сделанной надписи с эталонной надписью, принадлежащей Х. Саттлеру (рисунок 3). Увы, но и в этом случае нельзя сделать категоричного утверждения, тем более что они сделаны с интервалом в несколько десятков лет.Таким образом, нельзя исключить существование художника с похожим именем (G. Stähli-Rychen). Данный вопрос неоднократно рассматривался и самим аукционным домом Dorotheum, однако он остался при своём мнении. Работы Х. Саттлера оцениваются до 200000 GBP. Авторитетные аукционные площадки вряд ли будут рисковать своей репутацией, без серьёзных оснований присваивая ему эту подпись. У них свои аргументы в пользу своей версии. А пока идёт обсуждение для целого ряда источников и каталогов подпись Gottfried Stähly-Rychen по-прежнему остаётся псевдонимом талантливого австрийского художника Х. Саттлера [7, 9].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кравцов Г.Г. К ВОПРОСУ О ПРИЧИСЛЕНИИ ПОДПИСИ «ГОТТФРИД ШТАХЛИ-РЮХЕН» К ПСЕВДОНИМАМ ХУДОЖНИКА Х. САТТЛЕРА // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 2064 - 2071. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19994 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19994



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.