'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (81) том 3
  4. Научная статья № 287

Просмотры  191 просмотров

Яничев И.О.

  


ИЛЛЮЗИОННОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: СИНТЕЗ «МАГИИ» И НАУКИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается взаимосвязь иллюзионного искусства и технологического прогресса. Анализируется история использования технологий в иллюзионном искусстве, начиная с древних времен и до наших дней. Особое внимание уделяется современным технологиям, таким как лазеры, голография, робототехника и искусственный интеллект, которые расширяют границы иллюзионного искусства и влияют на его восприятие зрителями.   

Ключевые слова:
иллюзионное искусство, магия, технологии, наука, история, культура, инновации, восприятие   


Введение.Иллюзионное искусство, или магия, — это уникальная форма творчества, основанная на создании иллюзий и удивлении зрителей. Суть иллюзии заключается в демонстрации невозможного, нарушении привычных законов реальности. Как отмечает А.А. Вадимов [2], иллюзионное искусство достигает своей цели благодаря ловкости рук, специальному реквизиту и методам отвлечения внимания. Иллюзионист (он же фокусник) – это артист иллюзионного жанра, профессионально демонстрирующий иллюзионные трюки и фокусы на сцене, на видео или в других предлагаемых обстоятельствах.Новые технологии довольно быстро становятся частью нашей повседневной жизни. Они создают новые сферы в науке и искусстве, они помогают более эффективно справляться с поставленными задачами, несут развлекательную функцию и многое другое.Технологии, особенно визуальные выводят развлекательную сферу и сценическое искусство на абсолютно новый уровень. К примеру, раньше музыкант мог исполнять свою музыку только для пары сотен человек одновременно. Однако с развитием технологий усиления звука и трансляции изображения с камеры, число возможных зрителей на концертах увеличилось до десятков, а иногда и сотен тысяч людей. А технологии звукозаписи помогли услышать его музыку миллионам людей. Данный пример хорошо демонстрирует высокое влияние технологий на временное и пространственно-временное искусство [9].В свою очередь, история развития иллюзионного искусства неразрывно связана с историей технологического прогресса. Фокусники-иллюзионисты всегда были в авангарде использования новых технологий и научных знаний для создания более убедительных и зрелищных иллюзий. Для более подробного описания взаимосвязи иллюзионного искусства и технологий, приведем несколько выдающихся примеров начиная с древних времен.Технологические Иллюзионы Древности.Уже в древности иллюзионисты использовали свои знания в области механики, оптики и психологии для создания эффектных трюков. Древнеегипетский папирус Весткар свидетельствует о высоком уровне развития иллюзионного искусства в ту эпоху [7]. Фокусник Джеди, упомянутый в папирусе, владел трюком с «отрезанием и приращиванием головы гуся», который по сей день поражает воображение. Но этот трюк был воспроизведён в наши дни, и для создания данной иллюзии требуются два гуся и невероятно продвинутые для того времени знания анатомии животного.Завораживающий эффект солнечного луча в храме Абу-Симбел был результатом глубоких знаний египтян в области астрономии и инженерного дела. Жрецы точно рассчитали положение храма относительно небесных тел, чтобы в определенные дни года солнечный свет проникал в святилище и освещал статую фараона. Этот эффект был не просто техническим достижением, но и мощным символом божественной власти фараона, отождествляемого с богом солнца Ра. Подобные иллюзии укрепляли веру людей в божественное происхождение фараона и поддерживали его авторитет.В Древнем Вавилоне статуя бога, установленная в святилище перед жертвенником, благословляла молящихся, поднимая и опуская руки, как только на жертвеннике загорался огонь. Чем обильнее было жертвоприношение, тем больше подливали масла на жертвенник, жарче горел огонь и усерднее благословлял бог. Принцип действия этого иллюзиона заключался в том, что над жертвенником помещался закрытый котел с кипящей водой. Пар проходил по трубке к поршню цилиндра, скрытого под полом храма. Рычаги, соединенные с поршнем, приводили в движение механизм внутри фигуры бога. Секрет этой примитивной паровой машины тщательно охранялся жрецами. Он был утрачен с окончательным исчезновением вавилонской культуры.Герон Александрийский, живший в I веке до нашей эры, был выдающимся изобретателем иллюзионных автоматов. В его работах, таких как "Пневматика" и «Механика», описаны многочисленные механизмы, которые использовались для создания иллюзий в храмах. Среди его изобретений были паровая турбина, водяной орган и механические птицы. Герон объединил знания из разных культур, создав сложные устройства, которые поражали воображение современников.Использование иллюзий в древних цивилизациях было неотъемлемой частью религиозной жизни. Магические заклинания, ритуалы и сложные механизмы создавали атмосферу таинственности и божественного вмешательства. Эти традиции оказали значительное влияние на развитие иллюзионного искусства в последующих культурах, от Древней Греции до средневековой Европы.Научные фокусы в Средние Века и Новое Время.Что касается средних веков, эта эпоха не обусловлена большим прогрессом ни в науке и не в искусстве. В то время иллюзионистами были в основном уличные фокусники на ярмарках и базарах. Если рассматривать значительный вклад науки в иллюзионное искусство, то одним из лучших примеров станет Нострадамус.Астролог Мишель Нострадамус (1503—1566), известный своими пророчествами, также был талантливым иллюзионистом. Используя "волшебный фонарь" и призмы, он создавал удивительные оптические эффекты. Один из его самых известных трюков заключался в том, что он заставлял куклу появляться и исчезать прямо перед глазами зрителей. В то время люди не знали о принципах работы света и оптики. Поэтому для них появление и исчезновение куклы казалось настоящим чудом. Такой оптический обман был настолько убедителен, что никто не мог разгадать его секрет. Эти трюки производили неизгладимое впечатление и укрепляли его репутацию мага [2].Нострадамус не только предсказывал будущее, но и был мастером иллюзий. С помощью оптических приборов он создавал невероятные эффекты, которые казались настоящим волшебством. Один из его самых известных трюков заключался в том, что он заставлял куклу появляться и исчезать прямо перед глазами зрителей. Такой оптический обман был настолько убедителен, что никто не мог разгадать его секрет.В средние века и эпоху возрождения иллюзионисты активно использовали зеркала, скрытые механизмы и оптические иллюзии. Развитие науки и техники позволило им создавать более сложные и удивительные трюки. Почуяв всеобщий интерес к науке и технике, иллюзионисты теперь обеспечивали себе сборы, перестроив программу в соответствии с требованиями публики. Они постепенно отбрасывали выходившую из моды мистическую «мишуру», вводили в свой репертуар физические и химические опыты и называли себя не артистами и не магами, как прежде, а «экспериментаторами натуральной магии» [12]. С помощью фокусов они знакомили городское население с новинками науки и техники.Каттерфельто, выступавший в Лондоне в конце XVIII века, был ярким представителем "научных" иллюзионистов. Под видом философа и доктора он демонстрировал публике различные фокусы, выдавая их за научные эксперименты. В дополнении ко всему этому он появлялся на сцене под звук грома и молний, покрытый клубами дыма. В его выступлениях участвовала дрессированная кошка, которая, якобы под воздействием электричества, теряла хвост. Так же он использовал оптические иллюзии, опыты с электричеством, демонстрацию автоматов и даже предсказания будущего [2]. На самом деле, за научной мишурой скрывались обычные фокусы, ловко исполняемые под видом научных открытий. Однако, сами технологии и давали возможность иллюзионистам создавать свои иллюзионные эффекты.В некоторых случаях, новейшие технологии, за счет своей неизвестности большому кругу людей воспринимались как «магия». А иногда и сами иллюзионные выступления рождали новые технологии, которые помогали развитию науки и других пространственно-временных искусств.В 1862 году изобретатель Генри Диркс разработал иллюзионный аппарат Фантазмагорию Диркса [10]. Эта техника использовалась для создания иллюзии призрака на сцене. Он пытался продать свою идею театрам, но всё было безуспешно из-за того, что она была слишком дорогостоящей и требовала полной перестройки театра для того, чтобы поддерживать эффект. Позже в этом году Диркс создал стенд в Королевском политехническом институте, где его увидел Джон Пеппер [3].Пеппер понял, что этот метод можно изменить, чтобы он легко устанавливался в существующие театры. Пеппер впервые показал эффект во время сцены Чарльза Диккенса «Призрачный человек», что привело к большому успеху. С тех пор этот эффект стал известен как «Призрак Пеппера».Связь новых технологий и современного иллюзионного искусства.Промышленная революция привела к появлению новых технологий, таких как электричество и фотография, которые были сразу же взяты на вооружение иллюзионистами. Знаменитые иллюзионисты того времени, такие как Гарри Гудини и Говард Терстон, использовали в своих выступлениях сложные механизмы, электрические аппараты и спецэффекты.«Призрак Пеппера» из предыдущего раздела – это наглядный пример того, как иллюзионный номер помог развивать науку и технологии. С течением времени. принцип работы «Призрака Пеппера» был взят за основу множества изобретений: проекция на лобовое стекло автомобиля, приборная панель истребителя, телесуфлеры и многое другое. При помощи этого эффекта получилось создать иллюзии живых выступлений артистов, кто уже покинули наша мир: к примеру, выступление репера Тупак Шакур в 2012 году и выступление Майкла Джексона в 2014 году на церемонии наград Билборд [3].И уже в 2018 данная технология была вновь использована на сцене иллюзионистом Дэвидом Фростом в Лас-Вегасе (наст. имя Илья Яничев, автор статьи). Было создано уникальное оборудование, которое позволяет создавать эффект голографической иллюзии в ультравысоком разрешении. Но помимо «Призрака Пеппера» было много других удивительных симбиозов интересных технологий и иллюзионного искусства в новейшем времени.Сегодня иллюзионное искусство переживает новый виток развития благодаря появлению цифровых технологий. Лазеры, голография, робототехника, дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект — все эти технологии активно используются современными иллюзионистами для создания поистине невероятных эффектов.Саймон Пьеро, «iPad-волшебник» из Германии, демонстрирует возможности цифровой магии, используя цифровой планшет для создания иллюзий. А также настоящего робота, который заменяет ему на сцене всем привычную ассистентку фокусника. Что, конечно, популяризируют и тем самым развивают современные технологии [8].Известный иллюзионист Адам Трент, участник Американской Минуты Славы, виртуозно сочетает иллюзии с такими современными технологиями как большие Светодиодные экраны, лазерные проекции и т. д. Такой новаторский подход обеспечил Трента успешными гастролями по всему миру в составе легендарного шоу «Иллюзионисты», а также участием в таких популярных проектах на телевидении как «Кто обманет Пенна и Теллера?». Это в очередной раз доказывает высокий интерес аудитории к сочетанию иллюзионного искусства и технологий [11].И конечно же в данной статье невозможно не упомянуть самого популярного иллюзиониста в истории Дэвида Копперфильда [4]. Обладатель двадцати одной награды мировой телевизионной индустрии «Эми». Автор и исполнитель самых известных иллюзий в мире: исчезновение статуи свободы, исчезновение поезда, исчезновение истребителя, прохождение через Великую Китайскую Стену, Полет через Гранд Каньон и многое другое.Дэвид Копперфильд, являясь один одним из самых популярных и продаваемых артистов в мире, без сомнений, произвел значительное влияние на культуру и искусство конца 20 века. Он вдохновил миллионы людей заниматься фокусами, его иллюзии меняли восприятие мира.Однако, мало кто знает, насколько сильна связь иллюзий Дэвида Копперфильда и технологий. Именно благодаря прогрессу в телевизионных технологиях и технологиях видеопроизводства стали возможны его самые известные иллюзии. К сожалению, его самая известная иллюзия с исчезновением статуи свободы выглядела реальной только с ракурса телевизионной камеры.А его полет над гранд каньоном и вовсе был результатом технологии видеомонтажа, которая в 1984 казалась чем-то невероятным.Таким образом технологический прогресс помог иллюзионному искусству выйти на абсолютно новый уровень. К примеру, знаменитый полет Копперфильда на сцене во время его шоу – результат работы лучших инженеров Национального Управления по Аэронавтике и Исследованию Космического Пространства (NASA) [1]. Та самая система хордовых страховок, разработанная для Дэвида Копперфильда в и по сей день является настоящим триумфом инженерной мысли, давшей толчок к дальнейшим исследованиям в этой области. Иллюзии Дэвида Копперфильда – настоящий эталон взаимосвязи технологий и иллюзионизма, оставивший след в мировой культуре.В то же время Джейсон Латимер [5], американский иллюзионист, чемпион мира среди фокусников, создает невероятные иллюзии используя лазерные технологии, оптические иллюзии акриловых объектов в водной среде и многое другое. Во время своего шоу он наглядно демонстрирует, что лазер может принять твердое агрегатное состояние и на него словно на вешалку можно повесить рубашку. Но в отличии от некоторых иллюзионистов-экспериментаторов 19 века, он не выдает свое шоу за реальный научный эксперимент, а из контекста дает понять, что это удивительное шоу - всего лишь иллюзия.К тому же Джейсон являлся ведущим научно-популярного шоу «Невозможная Наука» на канале Дискавери. В этом шоу он показывал своим зрителям насколько невероятно и невозможно могут выглядеть современные технологии. В последние несколько лет он активно занимается популяризацией науки в своих сценических шоу и на телевидении. В дополнение к вышесказанному мистер Латимер является основателем сети научно-популярных музеев по всему США, привлекая детей и подростков к изучению науки и технологий. Без сомнений, творчество Джейсона Латимера является одним из самых лучших примеров, когда иллюзионное искусство двигает научный прогресс [6].Автор данной статьи, Илья Яничев, он же иллюзионист Дэвид Фрост, [13] лауреат международных конкурсов, и являясь практикующим иллюзионистом, использует в своих выступлениях иллюзию голографических изображений, светодиодные технологии и искусственный интеллект, внося свой вклад в развитие иллюзионного искусства. К примеру, последний номер Дэвида Фроста – ИИ Магия является сочетанием иллюзионного искусства и голографических технологий при ассистировании искусственного интеллекта «Синди». Этот номер был высоко оценен жюри Чемпионата Северной Америки среди Иллюзионистов FISM NA 2024 в городе Даллас, штат Техас, США.Технологий и иллюзионное искусство.Принимая во внимания перечисленные примеры и описания иллюзионных номеров с применением технологий можно сделать следующие выводы:Иллюзии и технологии неразделимы: С древних времен и до наших дней иллюзионисты использовали научные знания и технические средства для создания своих трюков. От простых механических устройств до современных лазерных проекций и искусственного интеллекта - технологии всегда были неотъемлемой частью иллюзионного искусства.Взаимное влияние: Иллюзионное искусство не только использует технологии, но и стимулирует их развитие. Многие технические изобретения, такие как "Призрак Пеппера", были созданы именно для нужд иллюзионистов и впоследствии нашли широкое применение в других областях.Эволюция иллюзий: С развитием технологий, иллюзии становятся все более сложными и реалистичными. Современные иллюзионисты используют новейшие достижения в области компьютерной графики, робототехники и других сфер для создания эффектов, которые ранее считались невозможными.Культурное значение: Иллюзионизм играет важную роль в культуре, развлекая и удивляя людей. Они также служат инструментом для изучения человеческой психологии и восприятия.Будущее иллюзий: С появлением таких технологий, как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, границы иллюзионного искусства будут продолжать расширяться. Мы можем ожидать появления совершенно новых форм иллюзий, которые будут стирать грань между реальностью и вымыслом.Заключение.Иллюзионное искусство, некогда основанное на ловкости рук и умении удивлять, сегодня переживает новую эру, тесно сплетенную с технологическим прогрессом. От древних механических устройств до современных голограмм и искусственного интеллекта - история иллюзий – это история сотворчества человека и машины. Современные технологии не только расширяют границы возможного в иллюзионизме, но и открывают новые горизонты для изучения человеческого восприятия и психологии.Взаимодействие иллюзий и технологий – это диалог, где каждая сторона обогащает другую. Иллюзии вдохновляют ученых на создание новых технологий, а технологии, в свою очередь, позволяют иллюзионистам создавать все более невероятные и захватывающие представления.Однако, захватывая дух новыми возможностями, важно помнить, что сердце иллюзии остается неизменным – это желание удивить, вызвать восторг и заставить зрителя поверить в невозможное. И пока существует человеческое любопытство и стремление к прекрасному, иллюзионное искусство будет продолжать развиваться, удивляя нас новыми формами и проявлениями.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (81) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Яничев И.О. ИЛЛЮЗИОННОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: СИНТЕЗ «МАГИИ» И НАУКИ // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 2072 - 2082. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/19995 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/19995



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.