'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  135 просмотров

Наумова Ю.А.

  


О НАУЧНОЙ КАРЬЕРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
Данная статья посвящена научной карьере в высшем образовании. Обсуждаются вопросы управления карьерой преподавателя. Основное внимание уделяется проблеме аспирантуры   

Ключевые слова:
аспирант, мотивация, карьера, управление карьерой, преподаватель   


Сегодня необходим глубокий анализ системы аспирантуры вузов, чтобы придать ей большую четкость и гибкость для максимального соответствия потребностям современного общества. Эффективность аспирантской подготовки заложена, прежде всего, в методах подбора кандидатов в аспирантуру. В наше время изменилась концепция персонала. Основу составляет личность самого работника, его мотивационные установки, направленность личности. Не для кого не секрет, что привлечение молодых научно - преподавательских кадров ограничено падением престижа, замедленностью карьерного роста и низким уровнем заработной платы преподавателей. Современная действительность такова, что мобильность и быстрота реакции являются одними из главных факторов успеха с точки зрения ведения какого-либо рода деятельности. По мнению В.Я. Назмутдинова и И.Ф. Яруллина в управлении образовательной системой важна, прежде всего, управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы [1, с.119]. Для рассмотрения вопроса управления карьерой профессорско - преподавательского состава необходимо помнить о совершенствовании управления карьерой через совершенствование системы стимуляции служебного роста. Определяющими мотивами деятельности туда преподавателей вуза со стажем от 15 лет являются возможность самореализации, а также в число значимых мотивов деятельности входит желание заниматься научной работой, в то время как материальный фактор и фактор престижа занимают в иерархии последние места. Однако, для молодого преподавателя со стажем от 3 лет важным мотивом является как раз материальный фактор и фактор престижа. Исследовательская деятельность должна развёртываться в специфической абстрактной плоскости с последующей ориентацией в шкале ценностей на небиологические потребности, иначе понижается эффективность и качество решений. Внедряемая в сознание на начальных этапах развития абстрактная модель образования имеет приоритет во взглядах и действиях человека перед естественной моделью лишь во времени [2, 152]. По результатам проведенного опроса респондентов обучающихся в аспирантуре НГУЭУ, карьерный рост - не единственный и не основной мотив поступления. Анализ анкетирования выявил преобладание мотивов к построению карьеры. Поступающих в аспирантуру интересует и возможность получения дополнительных знаний, и возможность получения отсрочки от призыва в армию и так далее. Поэтому в аспирантуре нередко можно наблюдать, как аспирант, имея смутное представление о своей научной деятельности откладывает свое исследование. Первой и самой главной причиной неэффективного функционирования системы управления карьерой персонала вуза является отсутствие полноценной системы управления карьерой от аспиранта до доктора наук. Что касаемо студентов, то на данный момент эта категория не включена в систему карьеры в вузе. Результаты анкетирования показали, что не все студенты осведомлены о понятии «аспирантура», а также о перспективах построения карьеры в рамках вуза. На данный момент привлечение студентов в аспиранты ведется силами преподавателей. И не всегда этот отбор объективен. Часто в статусе аспиранта оказываются студенты, обладающие лишь общей активностью и желанием принадлежать к какому- либо клубу по интересам. А в идеале, в аспиранты необходимо отбирать студентов, проявляющих себя не только в общественной работе, главное - привлекать студентов со склонностью к научной работе. Проблемы в функционировании аспирантуры заключаются также в отборе кандидатов. После окончания обучения должно следовать написание диссертации. Университет финансирует обучение некоторых аспирантов (полностью, частично) и не всегда аспиранты оправдывают вложенные средства. Кандидатская диссертация не является обязательным фактом, для аспиранта, окончившего обучение. А это значит, что необязательное написание диссертации по окончании обучения в аспирантуре, делает само поступление в аспирантуру менее серьезным шагом на пути к научной работе. Если говорить об управлении научной карьерой аспиранта, то изначально следует делать акцент на более жесткий отбор кандидатов в аспиранты. В аспирантуре должны вести обучение те люди, которые в последствии действительно будут двигаться вверх по научной карьере. Одной из особенностей высшей школы является то, что она сама готовит для себя главную производственную силу в вузе - профессорскопреподавательские кадры. Под общей потребностью профессорскопреподавательского коллектива в докторах и кандидатах наук определенных отраслей знаний понимается общая численность докторов и кандидатов наук определенных отраслей знаний, необходимая для обеспечения высокого уровня учебного процесса высшей школы, для качественного решения всех стоящих перед ней задач. Таким образом, общая потребность представляет собой желаемой состояние системы в определенный момент времени. Часть общей потребности покрывается за счет фактической численности остепененного контингента. Оставшаяся часть составляет дополнительную потребность в докторах и кандидатах наук. Структура подготовки научно - педагогических кадров высшей школы, несмотря на достигнутые успехи, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в приведении ее в соответствие с требованиями научно – технического прогресса, развивающимися потребностями науки и образования. Управление карьерой персонала может быть эффективным только в том случае, когда в карьере и в управлении ею заинтересован как работник, так и работодатель. А когда нет заинтересованности в карьере у самого работника, отпадает вся надобность в ее управлении. Имея основную цель - получение ученой степени, необходимо стремиться к достижению двух составляющих этой цели. Первое - достичь профессионального уровня, необходимого для проведения научной работы. Однако, это не достигается при сдаче кандидатских экзаменов, которые выявляют лишь часть необходимых ученому навыков. Строго говоря, профессиональный уровень постоянно необходимо повышать, поэтому трудно однозначно констатировать его достижение. Второе - успешно завершить квалификационное исследование. Очевидно, что деятельность по достижению цели сложна и длительна, а срок обучения в аспирантуре ограничен. Выводом является принцип организации обучения аспиранта - деятельность по достижению обоих составляющих должна осуществляется параллельно.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Наумова Ю.А. О НАУЧНОЙ КАРЬЕРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 124 - 128. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/200 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/200



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.