'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (7) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  157 просмотров

Нелидова Е.С., Залевская Я.И., Малухин А.Б., Фастович Г.Г.

  


РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА В СТАНОВЛЕНИИ ПРАВА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен теоретико-правовой подход становления взаимосвязи права, психологии, правовоспитания общества. Авторы приходят к выводу, что одним из важнейших аспектом является правовая неграмотность населения, передающаяся современному обществу в виде отголоска прошлого – тоталитарно-авторитарного режима.   

Ключевые слова:
право, правопонимание, социум, психология, проблема государства, правоприменение, общество, эффективность права, права индивида.   


Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений. Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния. Психологическая школа права — одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. В соответствии с учениями крупнейшего теоретика психологической школы права российского-польского социолога и правоведа Л.Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаниях, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Для полного понимания рассмотрим, что такое право и психология. А также их взаимодействие друг с другом в современном мире. Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. За их нарушение применяются различные меры государственного воздействия. Особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем: они устанавливаются или санкционируются государством; защищаются от нарушения государством; должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.; они обязательны для всех. Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев. Но существует такое понятие как право индивида. Право индивида – это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящее в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества. Таким образом можно сделать вывод, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный, гуманный подходы. На данном этапе изучения актуальной темы, будет рассмотрен гуманный подход. Гуманность – человечность. Система установок личности по отношению к человеку, группе, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями, сострадания и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи. Гуманность присуща как институту права, так и в личностных качествах человека, напрямую взаимодействуя друг с другом. История ХХ века рассказывает нам о экономическом и политическом кризисе страны, сопровождающая войнами за верховенство власти. В ходе гражданской войны бывший правящий класс дворянство, был уничтожен, лишен прав или изгнан из страны, а новое политическое руководство, партия большевиков, специальным декретом уничтожило прежнее деление граждан на сословия и провозгласило своей социальной базой пролетариат и беднейшее крестьянство. Основной целью нового государства было установление равноправия, как политического, так и экономического, преодоление социального и национального неравенства, недопущение эксплуатации человека человеком,  то есть запрет не только рабства, но и использования наемного труда в частных хозяйствах; создание для рабочих и крестьян, социально слабых слоев общества широких возможностей для продвижения в элиту, к высшим статусным позициям в обществе. Интересно, задумывались ли на сколько правильна проводимая политика? К чему приведет власть социально слабых слоев общества? Проведя анализ советского и российского периода можно выявить следующие. В советское время государство свои интересы ставило вопреки человечности, но на благо развития союза. Советское общество было ограничено в своих правах (свобода слова и передвижения, свобода мысли и самовыражения!). Советская власть карательными ограничениями умышлено сужала сознание людей, подавляя правовое развитие общества в целом. Модель того времени сложилось таким образом «Советская власть – Советское общество - Человек.». Внутренняя политика Советского Союза была направлена на восстановление экономики, оставляя на заднем плане самоопределение советского гражданина. На сегодняшний день, советского союза нет, советского общества нет, но советская психология, передаваемая через поколения, которое не способно к пониманию, что человек -это высшая ценность, наши права признаются, защищаются, соблюдаются, не нарушаются - осталось. После распада Советского союза и принятия Конституции Российской Федерации в 12.12.1993г между человеком и государством, в их взаимоотношениях появился новый уровень «Человек – Гражданское общество – Государство». Государство предпринимает всевозможные усилия для того, чтобы человек мог и хотел что-то создавать, развиваться, искать варианты решения событий, чувствовал себя уверенно, защищенным. Человек должен учиться защищать себя, быть ответственным за все, он должен изменить свое сознание для правоприменения действующего законодательства так, как оно направлено на права и свободы человека. Бытует мнение о том, что правосознание человека в современном гражданском обществе изменится как минимум через два поколения постсоветского времени. На сегодняшний день, мы можем наблюдать яркий пример правовой безграмотности населения. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Несмотря, на обилие законов, среднестатистический человек просто не знает о своих правах, которые могут защитить его в любой ситуации. Именно правовой неграмотностью населения нашей страны и пользуются различного рода правонарушители. Со слов одного из современных литераторов Д.А. Щевчука, обыкновенный человек понимает право так, как это ему позволяет собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для его понимания права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знание, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь- ученый оставляет после еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившихся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формировании правопонимания у потомков. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношения к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории. Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву в нравственном контексте дают понятию как совокупности определенных норм содержательную характеристику. И рассматривает его в контексте соответствия положительным оценкам. При таком рассмотрении имеют право на существование только справедливые нормы. Такие, которые отвечают уровню свободы общества. Суть в том, что объектом оценки здесь выступает не само понятие, а только его принципы. Положительные признаки подхода: право рассматривается только контексте положительных явлений: демократия, свобода; законодатель ориентирован на положительные ценности общественного устройства в своей деятельности. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (7) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Нелидова Е.С., Залевская Я.И., Малухин А.Б., Фастович Г.Г. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА В СТАНОВЛЕНИИ ПРАВА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД // Вестник науки №7 (7) том 3. С. 139 - 145. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/203 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/203



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.