'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  30 просмотров

Третьяк А.С.

  


ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы уровня информатизации органов государственного финансового контроля. Однако эксперты обращают внимание в первую очередь на невозможность анализа данных по причине хранения их в различных источниках, среди которых много неполных, неточных, устаревших, нуждающихся в пояснениях. Задача настоящей статьи состоит в выявлении направлений совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля с помощью современных технологий.   

Ключевые слова:
финансовый контроль, Счетная палата, цифровизация   


Стратегическим курсом Счетной палаты РФ является интеграция передовых цифровых решений в практику государственного контроля, охватывающая применение аналитики на основе предсказательных моделей, автоматизацию стандартных операций через роботизированные системы, удаленное отслеживание выполнения задач и другие инновации.Прежде были определены ключевые сферы работы Счетной палаты РФ на период 2019–2021 годов:сокращение операций, выполняемых вручную, во время проведения контрольных и экспертно-аналитических работ,реализация инструментов анализа данных, включая прогностическую аналитику, поисковые алгоритмы и прочее,усиление точности информации через автоматизацию процессов её сбора,развитие цифровой компетенции работников.Для реализации поставленных задач был разработан цифровой сервис — программное обеспечение, облегчающее процесс дополнительной автоматизации деятельности контрольно-надзорных органов.Центральная процессинговая система объединяет в себе 13 ключевых модулей, предназначенных для выполнения обширного спектра задач в области организации и проведения разнообразных контрольных и аналитических операций. Примером может служить модуль контроля и анализа коммерческих операций «ККМ СП-Аудит», который задействован для разработки проектных документов планов работы, формирования программ контрольно-аналитических процедур, составления аналитических сводок и выводов на основе данных, полученных в ходе реализации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и дополнительных операций.Модуль "Data Storage Platform" гарантирует взаимодействие центральных процессоров с внешними информационными системами. На данный момент реализовано соединение с 18 государственными информационными системами. "Паспорт объекта" во многом схож с "Паспортом объекта контроля" Единого центра обработки данных и включает в себя цифровую информацию о контролируемых объектах, включая детали контрактов и прочее. [2]В ключевых особенностях данной системы выделяется ее способность накапливать данные о публикациях в средствах массовой информации касаемо объектов контроля, сопровождаемые глубоким анализом тональности текстов. Следует акцентировать наличие такой составляющей, как «Экспертная платформа», которая предусматривает эффективное взаимодействие с авторитетными внешними специалистами. Важно подчеркнуть, что платформа дает своим пользователям возможность самостоятельно создавать аналитические модели, информационные панели (дашборды) и другие аналитические инструменты. Этот прогресс стал реальностью в значительной степени благодаря интенсивному двухлетнему курсу по освоению цифровых технологий для сотрудников Счетной палаты Российской Федерации. [3]В диджитал-пространстве Счетной палаты РФ присутствуют такие ключевые элементы, как система для удаленного осуществления внешнего государственного аудита в информационно-аналитическом формате и интегрированная информационная платформа "Единая проектная среда". Первая система предоставляет прямой доступ к базам данных поднадзорных субъектов, что дает возможность проведения непрерывного анализа их действий и автоматического обнаружения индикаторов возможных нарушений.[1]С помощью второго метода осуществляется взаимодействие в формате электронного документооборота между учреждениями по вопросам контроля. В дополнение, Счетная палата РФ функционирует в роли оператора государственной информационной системы, задачей которой является предоставление платформы на Интернет-сайте для публикации данных о проведении аудита (контроля) государственных и муниципальных финансов в рамках бюджетного законодательства (ГИС ЕСГФК).Эта система агрегирует данные о проверочных операциях, выполненных структурами государственно-финансового контроля. Ее обширный круг пользователей включает в себя представителей обеих палат Федерального собрания России, работников Администрации Президента, депутатов законодательных ассамблей субъектов Федерации, членов представительских советов на муниципальном уровне, а также служащих органов, управляющих государственными целевыми и территориальными внебюджетными фондами, среди прочих.В текущий период, стратегия развития цифровых технологий в контрольно-счетных органах РФ выполняется в соответствии с утвержденными Основными направлениями деятельности Счетной палаты России на период 2023–2025 годов, где особое внимание уделяется сокращению применения ручного труда и увеличению достоверности информации. Так, на уровне федерации, органами в лице Федерального казначейства и Счетной палаты РФ, выполняется обширный комплекс мероприятий по внедрению цифровых технологий в процессы контрольной деятельности.Переход государственно-финансового контроля (ГФК) к цифровым технологиям является неотвратимым явлением, вытекающим из ранее обозначенных факторов. Этот процесс активно реализуется на уровне центрального правительства. Важно подчеркнуть, что структуры ГФК действуют не только на федеральном, но и на региональном, а также муниципальном уровнях, причем их число существенно превышает количество учреждений, аналогичных Федеральному казначейству и Счетной палате РФ. В 2019 году лишь 14 контрольно-счетных органов субъектов Федерации (КСО) располагали собственными ИТ-системами, в то время как доступ к ИТ-ресурсам финансовых ведомств был у 34 КСО. Предполагается, что текущая обстановка улучшилась. Однако анализ данных, опубликованных на официальных сайтах КСО, находящихся в административных центрах федеральных округов, показывает как наличие, так и отсутствие внутренних информационных систем.В общем, можно выделить три основных направления в процессе внедрения цифровых технологий в деятельность государственных финансовых контрольных органов:1. Децентрализованная модель, актуальная на данный период, связана с разработкой и поддержкой органами государственного финансового контроля собственных информационных систем.2. Вертикально-центрированный подход, включающий создание и обеспечение функционирования двух интегрированных информационных систем: одной для внешних структур и другой для внутренних подразделений Государственной финансовой контрольной службы.3. Комплексный подход к созданию и поддержке унифицированной информационной системы для всех структур государственного финансового контроля.Мы считаем, что наилучшими являются методы номер два и три. Это связано с ограниченным финансированием государственных финансовых контрольных органов на региональном и муниципальном уровнях. Например, бюджет Счетной палаты Владимирской области на закупки в 2023 году составляет 5,4 миллиона рублей, Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области - 1,2 миллиона рублей, Контрольно-счетной палаты Брянской области - 2,9 миллиона рублей. Кроме того, важно обеспечить интеграцию с объединенными государственными информационными ресурсами [Государственная информационная система «Электронный бюджет», Единая информационная система в области закупок (ЕИС) и др.].Ускорению процесса интеграции в Единое информационное пространство (ЕИП) будет способствовать увеличение числа государственных и муниципальных органов, передающих ответственность за ведение бюджетной (финансовой) отчетности в руки Федерального казначейства (специализированных финансовых учреждений, централизованных бухгалтерий и пр.). Эта централизация ведения отчетности позволяет создать общую базу данных по всем кассовым операциям и другим транзакциям, осуществляемым учреждениями различных форм собственности в рамках Государственной информационной системы «Электронный бюджет» (региональная информационная платформа).Исследование методик, применяемых государственными институтами государственно-финансового контроля (ГФК) в аспекте перехода на цифровые технологии в контрольных операциях, выявило их упорядоченность и большой уровень сходства. Однако сегодня наблюдается выбор в пользу децентрализованной модели разработки и совершенствования информационных систем этих органов. Эта тактика, учитывая ограниченный бюджет на уровне регионов и муниципалитетов, может помешать достижению полного охвата цифровизацией.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Третьяк А.С. ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 47 - 52. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20549 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20549



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.