'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  24 просмотров

Канатбаева Г.Т.

  


РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 6 – 8 КЛАССАХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию роли технологий развития критического мышления в обучении биологии в 6–8 классах. Рассматриваются методические особенности применения активных образовательных технологий, способствующих формированию у школьников аналитических и серьезных навыков. В работе анализируются метод и подход – использование открытых и информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется практическим результатам применения этих технологий в учебном процессе, которые успешно применяются на уроках биологии. Исследуются как преимущества (повышение уровня образованности и интереса учащихся), так и трудности (необходимость дополнительной подготовки учителей, адаптация к новым методам подготовки). Статья принцип развития критического мышления для повышения качества образования и стимулирования самостоятельных исследований.   

Ключевые слова:
критическое мышление, технологии обучения, школьное образование   


На уровне среднего звена я активно применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая является универсальным инструментом для формирования у учащихся навыков работы с информацией. Данная методика акцентирует внимание на таких базовых умениях, как чтение, письмо, анализ текстов и критическое осмысление содержания. Основой технологии является самостоятельная работа учащихся с информационными источниками, что способствует развитию их самостоятельности и ответственности за учебный процесс.Особенно важной эта методика становится для учащихся 6-8 классов, так как они находятся в переходном периоде между начальными и старшими классами. В этом возрасте дети еще только начинают осваивать сложные умения поиска, структурирования и анализа данных. Применение технологии помогает не только развивать познавательную активность, но и формировать такие качества, как целеустремленность, настойчивость и готовность к решению сложных задач. Одним из ключевых преимуществ технологии является ее трехэтапный подход:Этап вызова – направлен на пробуждение интереса к новой теме, актуализацию уже имеющихся знаний и постановку вопросов, на которые учащимся предстоит найти ответы.Этап осмысления – включает активную работу с текстом, выделение главной идеи, поиск значимой информации, обсуждение в парах или группах и выполнение творческих заданий.Этап рефлексии – помогает обобщить и систематизировать полученные знания, выявить пробелы и сформировать дальнейшие шаги для углубления темы.Кроме того, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» способствует:Развитию умения аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и критически оценивать различные точки зрения.Формированию навыков работы с текстами разных жанров и типов, включая научные статьи, аналитические обзоры и художественные произведения.Умению выстраивать причинно-следственные связи, прогнозировать и делать выводы на основе анализа данных.Этот подход помогает подготовить учащихся не только к успешному обучению в школе, но и к решению реальных жизненных задач. Он формирует у школьников устойчивый интерес к саморазвитию и обучению, что является важным условием для их дальнейшей профессиональной и личностной успешности.Развитие критического мышления через чтение и письмо — это процесс, который я активно использовала, в своей практике с учениками. Также сделала вывод и достижения использования РКМЧП в практике. Можно увидеть в таблице 1. Одним из важнейших аспектов является работа с текстами, особенно с книгами, которые помогают учащимся не только развивать навыки чтения, но и учат их критически воспринимать информацию. Через работу с различными жанрами литературы — как классическими произведениями, так и современными книгами — я стараюсь развивать у школьников способность анализировать текст, выявлять логические ошибки и противоречия, искать скрытые идеи и смыслы. Чтение книг помогает учащимся развивать не только умение воспринимать и осмысливать информацию, но и навыки выражения собственных мыслей в письменной форме. Эссе, рецензии и письменные работы на основе прочитанного становятся отличными упражнениями для тренировки аргументации, построения логики изложения и развития собственного мнения. Кроме того, обсуждения книг в классе помогают ученикам научиться выслушивать мнения других и анализировать их, что также способствует развитию критического мышления. Я использую различные формы работы с книгами, включая коллективные обсуждения, дебаты, написание аналитических заметок и эссе, что позволяет каждому ученику раскрыть свои мысли и идеи по поводу прочитанного, а также оценить их с разных точек зрения. Это важный шаг к тому, чтобы научить детей не только читать, но и осмысленно работать с информацией, делать выводы и принимать обоснованные решения.Таблица 1. Достижения использования РКМЧП в практике.Для формирования критического мышления у школьников важно задействовать широкий спектр методик и подходов, таких как:Анализ информации. Школьники должны уметь читать и анализировать тексты, выделять их главную мысль, выявлять и оценивать авторскую позицию.Логическое мышление. Обучающиеся должны уметь выделять причинно-следственные связи событиями, делать выводы и формулировать гипотезы, исходя из полученной информации.Анализ социальных событий Обучающиеся должны уметь анализировать явления, возникающие в социуме, оценивать политические и экономические процессы, разбираться в правовых вопросах. Данные умения являются фундаментальными для дальнейшего развития ребенка как личности.Анализ научных данных Обучающиеся должны научиться анализировать научные данные, оценивать их достоверность и правильность, выделять главное и второстепенное. Из полученных сведений они должны научиться делать соответствующие выводы, используя причинно-следственные связи.Анализ повседневных событий.Школьники должны уметь анализировать рекламу, оценивать качество товаров и услуг, принимать обоснованные решения в бытовых ситуациях. Развитие критического мышления у школьников поможет им стать самостоятельными и ответственными гражданами, способными анализировать информацию, отстаивать свои права и интересы1. Перечисленные методы обучения ориентированы на развитие самостоятельности и самодостаточности личности в процессе школьного образования. В то же время приемы развития критического мышления находят применение и в работе с отдельными дисциплинами, такими как биология, при составлении учебных курсов.Технология критического мышления широко признается учеными как эффективный способ развития интеллектуальных способностей и улучшения качества мышления, особенно у школьников 6-8 классов. Она позволяет обучающимся анализировать информацию, обнаруживать логические ошибки, выявлять противоречия, оценивать доказательства и принимать взвешенные решения. Вместе с тем, у данной методики есть и оппоненты. Некоторые специалисты считают, что она может вызвать чрезмерный скептицизм, недоверие к авторитетным источникам, а также склонность излишне критично относиться к любой информации. Тем не менее, большинство ученых отмечают, что достоинства технологии критического мышления значительно превышают ее возможные недостатки. Этот подход считается полезным как в образовательной среде, так и в других сферах жизни.Для оценки уровня мотивации учащихся в своей практики я использовала анкету со спектром методики и подходов развитие критического мышления, которое указана выше. Опрос проводился в начале учебного года и в третьей четверти среди учеников 6, 7 и 8 классов, всего приняло участие 15 человек. (таблица 2).Таблица 2. Результаты анкетирования.Эту же таблицу можно увидеть в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. Результаты анкетирования.Таким образом, можно утверждать, что используемые методы и приемы способствуют стимулированию познавательного интереса и развитию творческой активности у учеников 6-8 классов.Подводя итоги, можно сказать, что технология критического мышления широко признается учеными как эффективный способ развития интеллектуальных способностей и улучшения качества мышления, особенно у школьников 6-8 классов. Она позволяет обучающимся анализировать информацию, обнаруживать логические ошибки, выявлять противоречия, оценивать доказательства и принимать взвешенные решения. Вместе с тем, у данной методики есть и оппоненты. Некоторые специалисты считают, что она может вызвать чрезмерный скептицизм, недоверие к авторитетным источникам, а также склонность излишне критично относиться к любой информации. Тем не менее, большинство ученых отмечают, что достоинства технологии критического мышления значительно превышают ее возможные недостатки. Этот подход считается полезным как в образовательной среде, так и в других сферах жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Канатбаева Г.Т. РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 6 – 8 КЛАССАХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 120 - 127. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20560 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20560



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.