'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  33 просмотров

Манько М.О.

  


РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен вопрос развития произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста. Представлены теоретические аспекты нормально развивающейся речи, а также возможности эффективной коррекционной работы по исправлению произносительной стороны речи у младших школьников.   

Ключевые слова:
произносительная сторона, младшие школьники, логопедический пункт, коррекция   


Эффективное развитие речи является ключевым аспектом всестороннего роста детей. Чем более разнообразной и точной является речь ребенка, тем легче ему формулировать свои мысли, лучше осваивать окружающий мир, устанавливать более глубокие связи с сверстниками и взрослыми, а также активнее развивать свои психические способности.Работа над произносительной стороной речи занимает важное место в процессе речевого развития учащихся. Долгое время этому аспекту не уделяли достаточного внимания. Считалось, что дети, которые поступают в первый класс, уже имеют определенные навыки произношения, позволяющие им вести речь свободно. Однако исследования показывают, что многие первоклассники сталкиваются с различными нарушениями произношения: их речь может быть невнятной, а речевой аппарат недостаточно активен. Особенно это касается детей с физиологическими нарушениями дикции (Бондаренко А.А., Бессчастная Е.И., Карепина Л.Ф., Фомичева М.Ф. и другие).Эти речевые недостатки оказывают значительное влияние на активность общения учеников. Дети с проблемами в произношении часто менее охотно участвуют в разговоре, ведут себя скованно и говорят с явным смущением. В конечном итоге это замедляет их общее речевое развитие.Исследование произносительной стороны речи проводили такие ученые, как А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, М. Совак, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева.Под произносительной стороной речи традиционно понимают совокупность умений и навыков, необходимых для устного общения. Основные аспекты этой стороны включают технику и интонационную выразительность, которые взаимосвязаны. Техника речи охватывает дыхание, голос и дикцию [3].Выявление проблем в правильном звукопроизношении и дальнейшее их преодоление необходимо для здорового развития произносительной стороны речи. При нарушениях возникают дефекты фонетического оформления.Нарушения речевой деятельности могут касаться фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи (ОНР) [2]. Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляется в недостатках восприятия и произношения фонем, что у детей с нарушенной речью становится заметным. К основным проявлениям относятся:- Слабая подготовленность к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов,- Трудности в овладении чтением и письмом,- Проблемы с пониманием учебных понятий и терминов,- Затруднения в формулировании собственных мыслей в процессе учебы.Эффективная коррекционная работа по исправлению произносительной стороны речи у младших школьников должна основываться на заранее подготовленных условиях. Перед началом коррекции обязательно проводится диагностика всех аспектов речи (лексико-грамматического, произносительного, фонематического). Это важно, поскольку нарушения в одной из сторон речи могут повлиять на развитие других. При этом необходим индивидуальный, дифференцированный и комплексный подход, использование наглядного материала и строгая последовательность действий [1].Логопедические занятия проводятся с детьми младшего школьного возраста в форме индивидуальной и фронтальной работы.1. Максимальная коммуникативная направленность на занятиях.Логопед должен создавать условия для того, чтобы дети могли говорить и практиковать общение (а не логопеды).2. Активизация умственной и в речевой деятельности.Это означает оречевление мыслительной деятельности (подумал - сказал). Имеются соответствующие материалы для развития речемыслительной деятельности (таблицы, диаграммы, алгоритмы действий и т. д.).3. Работают одновременно (не в равной степени) все компоненты речи (в зависимости от вида деятельности).Это означает, что основное внимание уделяется главной задаче. Например, развитие звуковых аспектов речи на занятиях по произношению также идет параллельно с развитием связной речи и работой со словарным запасом. Напротив, на занятиях по развитию словарного запаса и грамматических компонентов речи уделяется внимание их развитию, но звуковому аспекту уделяется не так много внимания [5].4. По возможности, в классе должны быть представлены все виды речевой деятельности:а) слушание,б) говорение,в) письмо,г) чтение.5. Формирование готовности к обучению (с точки зрения развития познавательной активности):-внимание,-память,- переключение с одного вида деятельности на другой,- формирование темпа деятельности,- самоконтроля,- взаимопроверки.6. Довольно высокий уровень коррекционного обучения. Это означает:- выбор речевого материала,- выбор методов обучения (они должны давать мыслительную нагрузку школьников).7. Учитывать зону ближайшего развития, потенциальные возможности для развития речевой и мыслительной деятельности школьников [4].Таким образом, коррекционная работа по исправлению нарушений произносительной стороны речи младших школьников будет успешной в том случае, если она будет направленной, системной и учитывать индивидуальные особенности детей, а также взаимосвязь речи с другими аспектами их психического развития.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Манько М.О. РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 128 - 132. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20561 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20561



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.