'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  25 просмотров

Шестакова А.С., Паршукова Н.Б.

  


РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено каким способом чаще всего пользуются учителя и ученики в воспитательной работе школы.   

Ключевые слова:
воспитательная работа, школа, информационные технологии, педагоги, воспитательный отдел   


Внедрение информационных технологий в современное общество является обязательным этапом в общественно-историческом процессе. Этот процесс немыслим без обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим полную информационную прозрачность и возможность использования новых технологий. Информатизация образовательной деятельности – особое направление, которое требует постоянного наблюдения, обновления и развития [1].В процессе обучения необходимо не только передавать знания и навыки, но и воспитывать самостоятельность и ответственность. Воспитание – это не мгновенный эффект, а длительный и индивидуальный процесс, требующий постоянных усилий. Конечно, невозможно решить задачу формирования качеств личности за одно занятие, но каждый урок может способствовать достижению данной цели. Необходимо также учитывать, что воспитание происходит не только в рамках учебной программы, но и в повседневной жизни, через общение со сверстниками и взрослыми, воспитание в семье и школе. Современное общество сложно представить без информационных технологий, они проникли в каждую частичку нашей жизни, позволяют упрощать и автоматизировать процессы, сокращать время на выполнение задач, а также расширять возможности в сфере общения и получения информации. Не исключением является и воспитательная работа в школе.Сегодня в школах все больше используются технологии, которые позволяют улучшить качество обучения и воспитания. Одной из таких технологий являются интерактивные доски. Они заменяют традиционную доску и позволяют преподавателю в интерактивном режиме демонстрировать учебный материал, создавать интерактивные уроки, на которых становится возможным привлечение внимания обучающихся к теме урока, использовать визуальные эффекты, звуки и видеоматериалы. Такие уроки легко запоминаются, а полученные знания приобретаются более эффективно.Кроме того, информационные технологии позволяют быстро и оперативно обмениваться информацией между учителями и родителями. Использование персональных блогов педагогов позволяет родителям получать информацию о том, что происходит в классе эффективнее.Все вышеперечисленное отображает идеал школы XXI века. Но пользуются ли передовыми технологиями в полной мере или же предпочитают советский процесс взаимодействия? Это и стало целью нашего исследования.Экспериментальная часть педагогического исследования включает три этапа [2]: Констатирующий этап – определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, определение начального уровня знаний и умений учащихся по какому-то разделу программы).Формирующий (обучающий) этап – введение в педагогический процесс какого-то нового фактора, то есть изменение содержания, организации, форм, средств и методов учебной и внеучебной деятельности педагогов и учащихся и определение эффективности его применения.Контрольный этап – определение уровня знаний, умений и навыков, учащихся по результатам обучающего эксперимента.Экспериментальное исследование будет проводится в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» города Златоуста. В исследовании примет участие отдел воспитательной работы школы, в который входят: директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, советники директора по воспитанию, педагоги-психологи, социальный-педагог, начальник отдела дополнительного образования, классные руководители. Нас будут интересовать участники воспитательного отдела, которые работают в 5-11 классах, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее подвержены воздействию информационных технологий. Так же в исследовании примет участие фокус-группа учащихся 5-11 классов состоящая из 50 человек. Итого в экспериментальной части нашей работы примет участие 26 педагогов и 50 учащихся.В рамках констатирующего эксперимента предложим респондентам заполнить опрос (рис.1а и рис. 1б), который поможет узнать вовлеченность информационных технологий в воспитательный процесс школы, а также определить сильные и слабые стороны. Рис. 1а. Опрос для педагогов.Рис. 1б. Опрос для учащихся.По результатам опроса мы смогли сделать следующие выводы.Больше половины педагогов используют информационные технологии в рамках своей воспитательной работы частично (61%), 12% используют в полной мере и 27% вовсе не используют их. Однако, наиболее популярным ответом на вопрос «Какими информационными технологиями пользуются педагоги» стало мессенджеры, для общения с родителями класса и учащимися, а также сайт по внеурочной деятельности «Разговоры о важном», которые с этого года являются обязательными. В свою очередь педагоги отмечают, что так же хотели бы в своей работе использовать информационные технологии в более полном режиме, но боятся «допустить ошибку», «сделать что-то не так» или вовсе «сломать».Учащиеся в ходе констатирующего эксперимента отметили, что практически в каждом классе (89%) есть беседа с классным руководителем, но вот пользуются ей крайне редко. Хотя для них такой способ общения наиболее эффективен. В остальном мнение учащихся совпало с мнением педагогов, вне учебного процесса информационные технологии используются крайне редко. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационные технологии играют важную роль в воспитательной работе школы. Они позволяют привлечь внимание детей, сделать учебную и внеурочную работу интересными, повысить качество обучения и взаимодействия учителей и родителей. Развитие информационных технологий в школах является необходимым условием для повышения уровня образования в нашей стране. Следовательно, данное исследование послужит стартом создания серии мастер-классов, которые помогут внедрить информационные технологии в воспитательную работу школы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шестакова А.С., Паршукова Н.Б. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 157 - 162. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20566 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20566



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.