'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  38 просмотров

Абушкевич Л.В.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ *

  


Аннотация:
в настоящей статье проанализированы нормативно правовые акты, регулирующие систему стратегического и территориального планирования в муниципальном образование город Екатеринбург.   

Ключевые слова:
стратегия, планирование, территориальное планирование, муниципальное образование, план   


Система стратегического и территориального планирования представляет собой проекты по развитию территорий, которые учитывают ранее проведенную инвентаризацию ситуации на территории, что позволит спрогнозировать выход на совершенно новый уровень функционирования и развития. Важным элементом современной системы планирования выступает применение форм вовлечения общественности и граждан при решении проблем, связанных с самоорганизаций населения.Разработка и реализация системы стратегического и территориального планирования является фундаментальным этапом государственного развития, так как именно на уровне муниципалитета решается основной блок вопросов, касающихся повышения качества жизни граждан, улучшением социально-экономических показателей и в целом инфраструктуры города. При этом наличие возможностей и ресурсов имеются не во всех муниципалитетах при разработке прогнозных документов системы стратегического и территориального планирования, что провоцирует скачкообразное развитие и недостижению поставленных целей и задач муниципалитета [13, c. 148].В настоящее время стратегическое планирование на муниципальном уровне – база эффективного развития муниципалитета и ее возможности по обеспечению достойного уровня жизни населения, а также способности противостояния отрицательным воздействиям социально-экономических кризисов. В этом заключается важный раздел при проектировании системы стратегического и территориального планирования – совокупность мероприятий, показателей и проектов социально-экономического развития территории на условно заданный период времени, а также «дорожные карты» при их достижении и ожидаемых результатов процессного управления.Таким образом, система стратегического и территориального планирования – это базовая часть при управлении развитии муниципальной территории. Особую роль она играет в повышении эффективного функционирования отдельных подсистем жизнедеятельности города, способствующих, в первую очередь, повышению комфортного проживания на конкретной территории.Основополагающим муниципальным источником, раскрывающим систему стратегического планирования в Екатеринбурге, является нормативный акт – Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. №12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга», которое утверждает главный документ стратегического планирования муниципалитета – Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года [4]. В этом нормативно-правовом документе сформулирована цель и поставлены задачи развития муниципалитета. Документ представлен пятью разделами: «Концептуальные основы стратегического плана развития города», «Социоэкономика Екатеринбурга: конкурентные возможности и особенности развития», «Стратегические направления и программы», «Стратегия пространственного развития», «Механизм реализации стратегического плана)». В целом, документ представлен как «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования».На основании анализа положений этого документа, можно выделить миссию города Екатеринбурга «усиление Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы, и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения» [4].В тоже время стратегическая цель развития города видится в «обеспечении достаточного высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан».Проектирование стратегического планирования было произведено открыто или гласно, системно и демократично. Были проведены открытые общественные обсуждения, собраны экспертные и рабочие группы, проведены научно-практические обсуждения и конференции, которые позволили включить граждан в принятии основных положений проектного документа, задействованы СМИ. Все полученные предложения и спорные моменты были разобраны авторами по разделам нормативного документа.Результатом коллективной деятельности стал разработанный системный документ, в котором представлена миссия города, базовая цель и задачи, описаны внутренние ресурсы и внешние обстоятельства, организационные действия, ведущие программные направления, отражающие достижение стратегически значимых результатов.Интересным моментом при разработке стратегического планирования города Екатеринбург стало обобщение опыта по результатам научно-исследовательской работы «Формирование концепции перспективного развития жилых микрорайонов муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года» (далее – Концепция), выполненной Институтом экономики УрО РАН совместно с Администрацией города Екатеринбурга, которая позволяет определять долгосрочные приоритеты развития Екатеринбурга как системы взаимосвязанных жилых микрорайонов с заданной специализацией и индивидуальными особенностями развития.Концепцией определено 66 жилых микрорайонов на территории муниципального образования «город Екатеринбург». При этом каждый микрорайон города имеет свой системный профиль по специализации. Этот профиль структурно описывает текущую ситуацию в конкретном микрорайоне по системе комфорта проживания и работы в нем, инфраструктурной доступности и удобства, производственных мощностей и экономических возможностей, а также определение перспективных векторов развития путем применения прогноза по социально-экономическому фактору, плотности населения и его движения в ближайшей перспективе, спроса на трудовые ресурсы и предпочтений жителей изучаемой территории. Таким образом, концепция предполагает рассматривать город Екатеринбург через комплексный подход к проектированию и реализации стратегического развития муниципального образования.В процессе работы над стратегией пространственного развития города был организован проект «100 мыслей о Екатеринбурге», в котором были собраны мысли представителей разных профессиональных отраслей и горожан.Система территориального планирования муниципальном образовании город Екатеринбург представлена в нормативном документе – Генеральный план городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2045 года, утвержденный Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 01.06.2023 № 335-П «Об утверждении Генерального плана городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2045 года» [5].Генеральный план – это нормативный акт, который относится к территориальному планированию и механизмом реализации стратегического развития пространства города Екатеринбург.Система территориального планирования документально определяет назначение территорий по множеству признаков – экологических, социально-экономических и других, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории, инженерно-транспортной инфраструктуры и социального удобства с учетом потребностей граждан на этой территории.Базой при проектировании Генерального плана города Екатеринбург является Постановление Администрации города Екатеринбурга от 18.06.2021 № 1144 «О подготовке проекта Генерального плана городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2045 года», в котором обозначены периоды [6]:– исходный год подготовки – 2022 год,– расчетный срок реализации – 2045 год.На начала прогноза (2022 год) численность населения города составляла 1525,7 тыс. человек. Территория Екатеринбурга на начало 2022 года составляла 114,71 тыс. га.С учетом демографических оценок Екатеринбурга до 2045 года прогнозируется рост численности до 1906,2 тыс. человек.Генеральный план города основан на документах стратегического и территориального планирования города Екатеринбург, а также вышестоящих нормативных актах федерального, регионального и муниципального значения.Оценка потребности в объектах местного значения произведена на основании расчетно-допустимых минимальных значений для города Екатеринбург по указанным показателям, которые приняты на основании Нормативов градостроительного проектирования городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург».Достижение цели и задач Генерального плана города, с одной стороны, согласовано с национальными целями развития РФ на период до 2030 года на территории Свердловской области, с другой – простимулирует социально-экономическое развитие города Екатеринбург.Постановление Администрации города Екатеринбурга от 29.07.2013 г. №2626 «Об утверждении Положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург» [10] регламентирует порядок по процедуре принятия решений при разработке локальных муниципальных проектов и программ города, а также описывает процесс проведения оценки эффективности представленных нормативно-правовых актов. Этот документ достаточно емкий, в нем представлено 6 глав и 10 приложений. Дан перечень действующих муниципальных программ на территории города на 2024 год и включает 23 муниципальные программы, их которых 8 имеют подпрограммные разделы.Постановление Администрации города Екатеринбурга от 06.02.2018 №299 «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на среднесрочный период» [12] описывает обобщающие требования к процедуре прогнозной разработке по направлению социально-экономического развития города на среднесрочный период. Этот нормативный акт устанавливает полномочия при разработке социально-экономического прогноза Екатеринбурга на среднесрочный период, которые возложены на Департамент экономики Администрации города Екатеринбурга, а необходимые статистические сведения собирают и передают функциональные (отраслевые) органы Администрации города Екатеринбурга. Данный нормативный акт выступает как одно из оснований при формировании проекта бюджета муниципального образования города, при этом разработка документа предполагает анализ не менее трех лет (очередной финансовый год и плановый период).В настоящее время в Екатеринбурге действует Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов [7], который состоит из самого прогноза (приложение 31), а также включает пояснительную записку к нему (приложение №2).Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2018 №2356 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период» [11] описывает процедуру составления и реализации, период действия бюджетного прогноза на заданный период, а также содержание и состав по требованиям. Этот документ показывает, что за разработку бюджетного прогноза отвечает Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга каждые три года на шесть и более лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на регламентирующий период, а утверждается Постановлением Администрации города Екатеринбурга в срок, который не превышает двух месяцев со дня официального опубликования решения Екатеринбургской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период и т.д.На сегодняшний день действует Бюджетный прогноз муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период 2023-2028 годов [9].Этапы, требования и сроки разработки утвержденных стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» определены в Постановлении Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 г. №375 «О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года» [8]. Этот документ описывает основные принципы, требования к составлению главных разделов стратегических программ, порядок разработки и актуализации нормативных документов. Также в документе отражен план-график актуализации (разработки) стратегических программ (или подпрограмм) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года и Положение о Программном совете стратегического развития муниципального образования «город Екатеринбург».Сегодня в Екатеринбурге представлены и официально размещены семь стратегий социально-экономического развития отдельных административно-территориальных единиц (или районов города) и 33 стратегических проектов, которые представлены на официальном Портале города Екатеринбурга [14].Проведенный анализ системы стратегического и территориального планирования в муниципальном образовании город Екатеринбург позволяет констатировать, что нормативно-правовое регулирование базируется на достаточно широком перечне документов, которые не являются исчерпывающимися, поскольку сама система стратегического и территориального планирования постоянно развивается и совершенствуется как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Абушкевич Л.В. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 163 - 172. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20567 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20567



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.