'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 27

Просмотры  28 просмотров

Иванченко А.С.

  


СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ *

  


Аннотация:
в статье анализируются современные элементы социально-ориентированной налоговой политики в России, её генезис и развитие, а также связь налоговой политики с гражданской ответственностью государства перед обществом. Автор рассматривает влияние гражданского общества на формирование налоговой политики, подчеркивая важность общественного участия в налоговых процессах. Сделан вывод о необходимости активного взаимодействия государственных институтов и гражданского общества для достижения более справедливой и эффективной налоговой системы.   

Ключевые слова:
налоговая политика, экономическая сущность, социальная справедливость, гражданская ответственность, Россия, гражданское общество   


В историческом развитии налоговая политика, ориентированная на социальную справедливость, в России прошла несколько этапов и претерпела изменения в зависимости от политической и экономической ситуации, а также от стремлений государства к социальному и экономическому развитию. В временном отрезке с XX века можно выделить несколько ключевых этапов формирования современной практики налогообложения, направленной на достижение социально справедливых целей (таблица 1).Таблица 1. Генезис налоговой системы России.На сегодняшний день в России налоговая система ориентирована на несколько ключевых целей: стимулирование экономического роста, снижение социального неравенства, поддержка социальных программ.Когда налоги воспринимаются как справедливый механизм перераспределения ресурсов для общего блага, а сама система прозрачна и эффективна, граждане становятся более заинтересованными в поддержке и развитии этой системы. В свою очередь, это создает основу для более активного участия граждан в политической жизни, что способствует укреплению демократии и стабильности в обществе.Роль налоговой политики в повышении доверия граждан к государственным институтам и росте их участия в политических процессах значительна (рисунок 1).Рисунок 1. Роль налоговой политики в повышении доверия гражданк государственным органам и стимулировании их участияв политических процессах.За последние 30 лет Россия прошла путь от нестабильной налоговой системы 1990-х годов до более сложной и цифровизированной системы налогообложения 2020-х годов.В таблице 2 представлены на основе данных ФНС России совокупные налоговые поступления в бюджет России, ВВП и доля налоговых поступлений в ВВП за анализируемый период 2009-2023 годы.Таблица 2. Налоговые поступления в бюджет, ВВП и доля налоговых поступлений в ВВП России за 2009-2023 годы.Совокупные налоговые поступления в бюджет России за 2009 – 2023 годы составили 200,2 трлн. рублей, а их доля в ВВП варьировалась от 18,7% в 2009 году с поступательным ростом за 10 лет - до 24,6% в 2018 году, максимальным уровнем в 2020 году (25,7%) и сокращением до 15,9% в 2023 году.Стабильный рост налоговых поступлений в бюджет с 7,2 трлн. рублей в 2009 году до 23,6 трлн. рублей в 2023 году (максимальный уровень в 2022 году – 25,5 трлн. руб.) – это результат налоговых реформ и политики.Совокупные налоговые поступления 2009-2023 годы составили более 200 трлн. рублей, что свидетельствует о повышении эффективности налогового администрирования и увеличении налоговых доходов.Средняя доля налоговых поступлений в ВВП России за анализируемые годы составляет 21,5%. Примечательно, во-первых, что поступления в 2020 году, несмотря на пандемию и экономический спад, увеличились до 18 трлн. рублей, и в последующие годы продолжили расти, достигнув 23,6 трлн. рублей в 2023 году. Это подтверждает, что налоговая система стала более эффективной и гибкой, несмотря на внешние вызовы последних лет (военные действия, санкции, кибератаки и другое).Во-вторых, доля теневого сектора в ВВП России снизилась с 30% в 2009 году до 15-20% в последние годы, по-прежнему остается необходимость в дополнительных мерах для полного вывода экономики из тени.Налоговая политика и реформы в России 2009 - 2023 годы демонстрируют значительные изменения в подходах к налогообложению, в особенности в контексте экономических кризисов, изменений внешнеэкономической обстановки и новых вызовов для бюджета.Реформы налоговой системы с 2009 по 2023 год привели к значительному улучшению налоговой сбора, снижению теневой экономики и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Внедрение цифровых технологий и упрощение налогообложения для малого бизнеса помогли сделать систему более прозрачной и эффективной. Связь между налоговой политикой и гражданской ответственностью проявляется в взаимных обязательствах: граждане обязаны исполнять налоговые обязательства, в то время как государство отвечает за свою налоговую политику и эффективное применение мобилизованных налоговых средств.Гражданское общество играет ключевую роль в обеспечении справедливости и эффективности налоговой политики. Введение прогрессивного налогообложения, налоговых льгот для малообеспеченных и многодетных семей, а также стимулы для создания рабочих мест и поддержки социальной инфраструктуры — все эти меры могут способствовать улучшению качества жизни граждан и развитию социально ориентированной экономики.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Иванченко А.С. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 182 - 188. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20569 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20569



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.