'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 36

Просмотры  43 просмотров

Кормина Е.М.

  


ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ОГРАНИЧИВАЮЩИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ У НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема ограничивающих убеждений у начинающих предпринимателей как одной из ключевых преград для успешного развития бизнеса. Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью предпринимательства на фоне неопределенной и достаточно сложной (с позиций динамики) экономической среды, где внутренние барьеры существенно сужают потенциал хозяйствующих субъектов. Цель исследования состоит в анализе техник работы с характеризуемыми убеждениями, их сравнении и выявлении наиболее эффективных подходов (с помощью систематизации ключевых положительных эффектов и имеющихся недостатков когнитивного переосмысления, моделирования успешных стратегий, визуализации, рефрейминга, групповых тренингов и коучинга). Анализ литературных источников, современных материалов из публикаций, конференций, Интернет-ресурсов для широкой публики показывает наличие серьезных противоречий: одни исследователи акцентируют внимание на когнитивных, а также индивидуальных аспектах проблемы, другие же подчеркивают ее организационные и коммуникационные последствия. По результатам подготовки статьи удалось прийти к заключению, что наиболее успешные техники должны опираться на индивидуальные особенности предпринимателей, быть структурированными, ориентированными на пошаговую трансформацию установок. Представленная статья будет полезна практикующим бизнес-коучам, психологам, руководителям, занимающимся развитием предпринимательских компетенций, а также исследователям в области психологии бизнеса и управления.   

Ключевые слова:
бизнесмен, предпринимательство, психология, ограничивающие убеждения, техники работы, трансформация установок   


Введение.Начинающие бизнесмены часто сталкиваются с различными барьерами на пути к реализации своих идей, среди которых особое место занимают так называемые ограничивающие убеждения. Эти установки формируются под влиянием социальных, культурных, личных факторов, они способны существенно снижать мотивацию, препятствовать развитию, тормозить принятие ключевых решений.Анализ приемов работы с рассматриваемыми проявлениями у предпринимателей становится весьма значимой задачей, поскольку их преодоление способствует формированию деловой компетентности, улучшению самореализации, повышению устойчивости к внешним вызовам.Именно в увязке с этим очень важно исследование техник, которые ориентированы на выявление, анализ, а также трансформацию ограничивающих убеждений на самом старте деятельности. Учеными рассматриваются как теоретические основы их закрепления, так и практические аспекты переработки в позитивные установки.Невзирая на растущую популярность бизнес-деятельности как инструмента самореализации, экономического роста, многие начинающие предприниматели сталкиваются с внутренними барьерами, ограничивающими их активность. Эти помехи часто обусловлены когнитивными убеждениями, сформированными под воздействием социальных стереотипов, культурных норм, индивидуального опыта. Проблема заключается в отсутствии системного подхода к выявлению, анализу, преодолению соответствующих убеждений, что сужает деловой потенциал.Методы и материалы.При подготовке статьи использовались сравнительный анализ, систематизация, синтез, обобщение. Материалы по теме демонстрируют многообразие подходов к изучению проблематики.Так, к описанию концептуальных основ относятся публикации А.Н. Верещагиной [1], Э. Мелик-Адамян [5]. Авторы анализируют феномен ограничивающих убеждений через призму теории личностных конструкций, рассматривая их влияние на когнитивную структуру личности, принятие решений. Они сосредотачиваются и на практическом аспекте, показывая, как такие установки мешают бизнесменам адаптироваться к изменениям, справляться с вызовами.Особое внимание вопросам влияния характеризуемых убеждений на профессиональную самореализацию уделяют О.В. Возняк, Д.С. Занин [2]. В их труде выделяются препятствия, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, в том числе, социальные стереотипы, «ограничители». Схожую тематику развивают А.В. Твердовская, Г.В. Гнездилов [8], но их фокус направлен на критерии профессиональной эффективности, демонстрируя, как анализируемый феномен мешает развитию ключевых компетенций.М.В. Кожевникова [4], Ю.В. Хоцина с соавтором [9] изучают связь ограничивающих убеждений с управленческими практиками. Демонстрируется, как когнитивные барьеры у руководителей малого бизнеса влияют на корпоративную культуру, коммуникацию, приводя к искажениям взаимодействий. Рассматриваются стили руководства, при этом подмечается, что авторитарные лидеры чаще сталкиваются с описываемыми установками, ухудшающими мотивацию сотрудников. А. Донова [3] акцентирует внимание на том, как изучаемые убеждения подрывают работу всей компании (с опорой на примеры из практики).Работа Т.П. Шевкуновой [10] направлена на раскрытие проблематики токсичности в коммуникации, возникающей из-за характеризуемого в статье явления. Автор предлагает стратегии управления взаимодействием, делая упор на важности межличностной компетентности. А. Сосновая [7] рассматривает нюансы влияния установок на восприятие удаленных сотрудников, что особенно актуально в современных гибридных моделях трудовой деятельности.Публикации О. Солоневича [6], Э. Мелик-Адамян [5] популяризируют тему среди широкой аудитории, представляя доступные рекомендации по идентификации ограничивающих убеждений и их трансформации.Обзор источников показывает, что проблема исследуется как на уровне концептуальных основ, так и в прикладных аспектах. При этом обнаруживается ряд противоречий. Например, одни авторы видят в когнитивной работе с установками универсальное средство трансформации личности [1, 5], другие же указывают на сложность, узкую применимость техник без профессиональной помощи [4, 9]. Слабо освещенными остаются вопросы влияния культурного контекста на формирование характеризуемых убеждений, способов их устранения в условиях нестабильной экономической среды. В ракурсе последующих изысканий целесообразно сосредоточиться на разработке комплексных моделей диагностики, в рамках которых принимаются в учет как когнитивные, так и социальные детерминанты.Результаты и обсуждение.При анализе понятийного аппарата следует подчеркнуть, что ограничивающие убеждения — это устойчивые когнитивные конструкции, которые сужают способность человека действовать эффективно. Они зачастую касаются оценки собственных способностей, возможностей внешней среды, каких-либо потенциальных последствий действий [1, 9]. Примеры представлены фразами типа «Я недостаточно опытен, чтобы начать бизнес», «У меня нет ресурсов для успеха» или «Рынок уже переполнен конкурентами».Речь идет о ментальных шаблонах, которые нередко базируются на личном опыте, стереотипах, воспринятых из окружающей среды, либо на иррациональных выводах, вытекающих из страхов перед неопределенностью. Отчетливое осмысление природы характеризуемого явления служит первым шагом в его устранении.С психологической точки зрения ограничивающие убеждения рассматриваются в качестве части когнитивных схем, которые человек использует для интерпретации мира и себя в нем. Они инициируются под влиянием ряда факторов (рисунок 1):Рисунок 1. Выделение психологических аспектов формированияограничивающих убеждений у начинающих предпринимателей(составлен автором на основе [1, 5, 9, 10]).Так, в детстве формируются базовые представления о способностях, границах возможного. Родительские установки, педагогические модели, социальное окружение играют определяющую роль. К примеру, фразы вроде «Бизнес — это риск, который не стоит принимать» способны закрепляться в подсознании, формируя негативное отношение к предпринимательской практике.Помимо этого, анализируемые убеждения иногда поддерживаются когнитивными искажениями — подразумевается катастрофизация («Если я провалюсь, это разрушит мою жизнь») или персонализация («Неудача в бизнесе будет означать, что я как человек несостоятелен»). Это усиливает страхи, мешает предпринимать активные и продуктивные шаги.Неопределенность, которая сопровождает стартовые этапы бизнес- деятельности, провоцирует выработку убеждений, защищающих от риска. Однако данные установки часто приводят к избеганию любых действий, что снижает вероятность достижения успеха.В свою очередь, влияние социума, культуры также играет важную роль в закреплении характеризуемого в статье феномена.Так, в некоторых обществах предпринимательство ассоциируется с неустойчивостью, авантюризмом либо низкой социальной значимостью. Соответствующие стереотипы сказываются на инициации негативных суждений, мешающих человеку воспринять бизнес как достойную карьеру. Окружение диктует нормы поведения, ожидая от человека следования привычным траекториям (например, «стабильная работа важнее рискованного дела»). Подобные ожидания порождают внутренний конфликт, весомо усиливают ограничивающие убеждения.В дополнение к отмеченному, на фоне экономической нестабильности закладывается и укрепляется отрицательное отношение к предпринимательским рискам. Человек полагает, что рынок перенасыщен или конкуренция чрезмерно высока, чтобы начать свое дело.С точки зрения экономической теории поведения, описываемая в статье категория рассматриваются как барьер, препятствующий рациональным решениям. Несколько ключевых аспектов отчетливо выделяются в данной области:- многие начинающие предприниматели имеют завышенные ожидания относительно быстрого успеха. Когда реальность не соответствует им, формируется вера в собственную неспособность, что закрепляет ограничивающие установки,- суженый доступ к информации о бизнес-возможностях или негативный опыт взаимодействия с неудачами других приводит к усилению риска-аверсии. Это инициирует установки вроде «Лучше не начинать, чем потерпеть крах»,- концепция самоэффективности, разработанная А. Бандурой, объясняет, что низкая уверенность в собственные способности к реализации цели ограничивает предпринимательские действия [8].Наконец, эмоции тоже играют значительную роль в формировании ограничивающих убеждений. Страх неудачи, чувство вины за прошлые ошибки, тревога перед будущим способны усиливать когнитивные барьеры. В свою очередь, позитивные проявления (к примеру, энтузиазм) содействуют преодолению помех.Переходя к конкретизированному рассмотрению техник, в первую очередь, целесообразно отметить, что работа с характеризуемыми убеждениями у бизнесменов опирается на использование нескольких взаимодополняющих подходов (рисунок 2)./Рисунок 2. Систематизация техник работы с ограничивающими убеждениямиу начинающих предпринимателей (составлен автором на основе [2-4, 6, 8, 10]).Так, техника переосмысления, основанная на принципах когнитивно-поведенческой терапии, сопряжена с выявлением негативных установок через самоанализ, а также постановку уточняющих вопросов. Например, бизнесмену предлагается рассмотреть доказательства как в пользу, так и против своей убежденности в неспособности достичь успеха. Подобные шаги помогают деконструировать иррациональные суждения, заменить их реалистичными мыслями. В целях закрепления результата рекомендуется фиксировать измененные убеждения в письменной форме.Моделирование успешных стратегий — техника, которая включает изучение реальных примеров предпринимателей, сумевших преодолеть аналогичные затруднения и испытания. Анализируя их действия, человек на старте делового пути имеет возможность сформировать новый поведенческий сценарий, который постепенно вытеснит «ограничители». Показательной демонстрацией служит знакомство с историями стартапов, которые начинались в условиях ограниченных ресурсов, но добились значительных результатов.В свою очередь, задействование визуализации позволяет людям представить себя в ситуации успеха, придавая этой картине эмоциональную яркость. Это положительно отражается на формировании уверенности в своих силах, создании позитивного отношения к будущему. Характеризуемую технику уместно дополнять проработкой конкретных шагов к достижению поставленной цели, что делает процесс более структурированным.Рефрейминг негативных установок — методика, которая ориентирована, главным образом, на переосмысление ограничивающих убеждений через изменение их контекста. Например, установку «Я боюсь провала» целесообразно преобразовать в «Провал — это возможность для обучения и улучшения». Переформулировка дает возможность увидеть положительные аспекты потенциальных трудностей, что снижает страх, ощутимо укрепляет решительность.Работа в группе единомышленников создает подходящие условия для обмена опытом, а также получения обратной связи. Коучинг, в свою очередь, фокусируется на индивидуальных особенностях предпринимателя, помогая своевременно обнаружить и преодолеть личные барьеры. Важно, чтобы тренер или коуч задавал вопросы, стимулирующие критическое осмысление убеждений, а также поддерживал позитивный настрой.Итак, работа с ограничивающими убеждениями у начинающих предпринимателей требует тщательного подбора методов, в рамках которых учитываются индивидуальные особенности личности, а также специфика когнитивных барьеров. Ниже представлена таблица 1 со сводным описанием ключевых техник. Для каждой них указаны положительные эффекты, а также негативные стороны, что позволяет более осознанно подходить к выбору оптимального варианта.Таблица 1. Характеристика техник работы с ограничивающими убеждениями у начинающих предпринимателей (составлено автором).Итак, эффективность каждой из техник находится в зависимости от индивидуальных особенностей предпринимателя, уровня его уверенности в себе, а также от сложности стоящих перед ним задач. Например, визуализация оказывается особенно действенной на этапе формирования идей, планирования, а рефрейминг помогает справляться с возникающими в процессе реализации барьерами.Выводы.Работа с ограничивающими убеждениями у начинающих предпринимателей представляет собой сложный, но крайне значимый процесс. Его успешность во многом определяет уровень уверенности человека, готовность принимать аргументированные решения, способность приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям. Представленные в статье техники позволяют не только эффективно выявлять и трансформировать негативные установки, но и сказываются на формировании устойчивых стратегий мышления, ориентированных на успех.Трансформация ограничивающих убеждений — это не разовое действие, а постоянная работа, требующая систематического подхода, осознанного усилия.Так, когнитивное переосмысление особенно эффективно для тех, кто способен критически анализировать свои мысли, готов работать над глубинными установками, однако его сложность требует профессиональной помощи. Моделирование успешных стратегий полезно для создания позитивного примера, но риск неудачного переноса чужого опыта делает необходимым индивидуальный анализ ситуаций. Что касается визуализации, то она помогает снизить тревожность, укрепить уверенность, но ее следует сочетать с практическими действиями для закрепления эффекта. Рефрейминг предоставляет возможность работать с восприятием проблем, однако опирается на определенные навыки, он порой неэффективен при поверхностной реализации. Наконец, групповые тренинги / коучинг обеспечивают поддержку, вовлеченность, но они не всегда подходят для интровертов или людей с высоким уровнем социальной тревожности.Комбинированное применение нескольких техник дает наилучший результат, поскольку осуществляется воздействие на разные аспекты ограничивающих убеждений. Важнейшим условием является регулярность работы над установками — в сочетании с наличием поддержки со стороны наставников, коллег, профессиональных консультантов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кормина Е.М. ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ОГРАНИЧИВАЮЩИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ У НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 242 - 254. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20578 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20578



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.