'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  28 просмотров

Караев Э.Т.

  


КАТЕГОРИЯ «ЖЭНЬ» (КИТ. 仁) В КОНФУЦИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу категория «жэнь» (仁) в рамках конфуцианской философской школы. Термин, который упоминается в «Лунь юй» 104 раза, по мнению большинства синологов, признается конституирующим основанием конфуцианского этико-философского учения. В статье произведен анализ смыслового поля категории «жэнь», показаны различны ее интерпретации в трудах отечественных и западных исследователей конфуцианства.   

Ключевые слова:
конфуцианство, Конфуций, Лунь юй, Жэнь, гуманность, человеколюбие, конфуцианская философия, этика   


Знак 仁, которым обозначается категория «жэнь», ни в «И-цзин («Книга перемен»), ни в «Ши-цзин»(«Книга песен»), ни в «Шу-цзин» («Книга преданий») не встречается. По-видимому, в начале эпохи Чжоу слово это уже существовало, но не было еще иероглифа, его обозначающего. Каков бы ни был ответ на вопрос, существовало ли понятие «жэнь» до Конфуция или нет, бесспорным является утверждение российского синолога Д.В. Конончука, что «концептуализировано оно было именно им. И если, начиная именно с Конфуция, 仁 «жэнь» внезапно взлетает на самые высшие ступени иерархий категориального пространства нарождающейся китайской философии, то вполне законно предположить, что это понятие фиксирует какой- то необычайной важности феномен, занимавший значительное место в «жизненном мире» отца китайской философии и, вполне возможно, призванный конституировать этот «жизненный мир» [6, с. 181].Среди отечественных работ, в которых разрабатывался вопрос интерпретации 仁 «жэнь», следует отметить работы В.С. Колоколова, Л.С. Переломова, А.С. Мартынова, А.М. Карапетьянца, А.И. Кобзева, В.В. Малявина, Г.А. Ткаченко, Л.И. Головачёвой и др.Категорию «жэнь» следует рассматривать как резюмирующую всю этику Конфуция, ведь данная категория прочно связана со всеми основными этическими требованиями. Само написание иероглифа позволяет лучше понять ее смысл. Он состоит из иероглифа «человек» и графического знака, обозначающего цифру «два». Таким образом, данное понятие говорит об отношениях человека с человеком, в том числе правителя со своими подданными. В данном ключе А.С. Мартынов выразил идею, что с помощью «жэнь» Конфуций стремился придать большую значимость взаимоотношениям монарха с определенным количеством наделенных властью совершенных мужей [9, с. 79].В.С. Колоколов переводил «жэнь» как «благорасположенность» [5, 225]. Н.И. Конрад считал, что термин «жэнь» следует переводить как «человеческое начало в человеке» [7, с. 425]. Л.С. Переломов понимал «жэнь» как «человеколюбие» [11, с. 192]. В.В. Малявин переводит «жэнь» как «человечность» [8, с. 192]. А.М. Карапетьянц, к примеру, переводит «жэнь» как гуманность, но при этом он отмечает: в «Лунь юй» понятие «гуманность» употреблено, по крайней мере, в трех смыслах, ни в одном из которых термин «гуманность» не имеет ничего общего с гуманностью в современной интерпретации – а именно, с признанием человеческой жизни наивысшей ценностью. «Способность оценить и счесть важнейшим некоторое свойство, обладающее этим названием, – это пассивная Гуманность сочетания «будучи человеком, не Гуманен». Способность и призвание руководить людьми – это Гуманность правителя, совпадающая с пониманием Гуманности у Мо-цзы, – недаром последний, будучи антиконфуцианцем, никогда не отрицал значения Гуманности... Некоторое состояние отрешенности, достигаемое с трудом и ставящее достигшего его человека под людьми или отдельно от них» [3, с. 20]. Любопытно, что за тремя значениями термина «гуманность», как кажется, прослеживается общее значение, которое на разных уровнях проявляется по-разному. На уровне управляемых – человек, на уровне управляющих – гуманный правитель, на третьем уровне, находящихся вне общины, – совершенномудрый. А.И. Кобзев для определения данной категории использует совокупность ряда понятий: гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта [4, с. 127-128]. Одна из наиболее оригинальных в отечественной синологии интерпретации категории «жэнь», тяготеющая к экзистенциалистскому пониманию, принадлежит Л.И. Головачёвой, понимающей «жэнь» как «совесть» [1, с. 307].Американский синолог Херли Крил полагал, что понятием, наиболее эквивалентным «жэнь», может выступать virtue (добродетель) [12, с. 218]. Можно и дальше приводить мнение маститых китаеведов, но все они подтверждают, что в европейских языках трудно подобрать понятие, по смыслу полностью адекватное «жэнь». Эту проблему А.С. Мартынов сформулировал следующим образом: «Удручающая полисемия термина «гуманность» в учении луского мудреца стала в синологии уже достаточно признанным фактом. Признано также и то, что, по всей вероятности, эта полисемия мнимая и вызвана не неупорядоченностью конфуцианского учения, которое, как на то не переставал указывать его создатель, все пронизано «единым», а неадекватностью нашего подхода» [10, 133].А.С. Мартынов предложил классификацию различных аспектов категории «жэнь», включающих в себя три уровня: социальный, психологический и политический. Во всех уровнях он выделяет внутренний и внешний аспекты. Основной, то есть внутренний, заключается в преодолении собственного меркантилизма и обретении на этой основе покоя, внешний же аспект относится к межличностным отношениям и предполагает исполнение внешне транслируемых нормативных предписаний [10, с. 134]. Если до Конфуция власть понималась как благотворное влияние высших сил, концентрируемое в личности правителя, обладающего силой «дэ», то согласно конфуцианской трактовке политическую суть государства должны определять межличностные отношения, основанные на гуманности, человеколюбии («жэнь»). «Таким образом, категория «жэнь» приобретает выраженный политический характер. У Конфуция она начинает обозначать различные аспекты ненасильственного созидательного процесса, направленного на создание в обществе всеобщей гармонии» [2, 136].Категория «жэнь» – плод воображения одного человека, который в своем жизненном мире, внутренне рефлексируя, переживал то, что нашло отражение в этой категории. Конфуций осмеливается мерить людей на человечность силами своей внутренней человечности. Возможность мерить людей подобной мерой объясняется максимально просто: он мерил людей по себе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Караев Э.Т. КАТЕГОРИЯ «ЖЭНЬ» (КИТ. 仁) В КОНФУЦИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 255 - 259. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20579 (дата обращения: 10.02.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20579



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.