'
Караев Э.Т.
КАТЕГОРИЯ «СЯО» (КИТ.孝) В КОНФУЦИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ *
Аннотация:
данная статья посвящена анализу категория «сяо» (孝) в рамках конфуцианской философской школы. Основываясь на сложившихся нормах обычного права (правового обычая), конфуцианство объявило именно морально-этические нормы эталоном человеческого поведения, а источником их провозглашается семья. Культ предков, патриархальные традиции, пиететное отношение к своим истокам обусловили в китайской традиции максимальное возвеличивание личности главы семейства.
Ключевые слова:
конфуцианство, Конфуций, Лунь юй, сяо, сыновняя почтительность, конфуцианская философия, этика
По-видимому, категория «сяо» существовала уже в эпоху Шан (Инь) (XVI–XI вв. до н.э.). По мнению шведского синолога Б. Карлгрена, иероглиф 孝 встречается в «Ши-цзин» («Книге песен»). «В его начертании наличествуют два элемента: «старый» вверху и «ребенок» внизу» [7, с. 301-302].Около 2500 лет назад Конфуций сформулировал свою главнейшую заповедь, которую и поныне буквально с молоком матери впитывает в себя каждый китаец. Это естественные требования морали и этики, характерные для многих религиозно-этических учений. Требование быть почтительным к родителям конфуцианством было возведено до немыслимого уровня – и затмило все прочие отношения в семье [4, с. 138].В одной из своих бесед Конфуций говорит о самом сокровенном же- лании: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу [о старших]» [3, с. 151].Подобная забота о старших проходит рефреном через весь конфуцианский канон. Разработанную и пропагандируемую концепцию о сыновней почтительности (сяо) Конфуций предлагает использовать как основу развития общества.Как пишет Л.С. Переломов, «идея преемственности поколений, уважение к традициям своей семьи, а через нее и культурных традиций всего китайского этноса (хуа ся) – главная функциональная значимость понятия «сяо». Поэтому так часто Конфуций в «Лунь юе» говорит о сыновней почтительности» [5, с. 83].Следует отметить, что концепция «сяо» имела весомое политическое значение. Культ сыновней почтительности способствовал укреплению вертикали власти. Конфуций не придумал понятие «сяо», учитывая нормы поведения, которые сохранились к этому времени в некоторых патронимиях, он по-новому осмыслил их и текстуально выразил в трактате «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»). Плоды концепции «сяо» недолго заставляли себя ждать, поскольку Конфуций заручился поддержкой влиятельного в то время социального слоя – фу лао (отцов-старейшин), управляющих общинами. И, несомненно, отцы-старейшины были заинтересованы в упрочнении своей власти над сыновьями и младшими братьями (ди цзы) – молодым поколением общины. Стремясь закрепить и усилить этическую значимость принципов сыновней почтительности (сяо) и любви к старшим братьям, Конфуций включает их в проповедуемый им принцип «жэнь» (гуманность, человеколюбие), который составляет основу всего конфуцианства. Весьма лаконично это выражено в самом начале «Лунь юй». Во втором по порядку суждении ученик Конфуция Ю-цзы, впоследствии ставший одним из главных составителей этой книги, сказал:«Благородный муж все свои усилия сосредоточивает на корне. Когда корень заложен, то рождается Дао-Путь. Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям – это и есть корень человеколюбия» [6, с. 295].Чем глубже внедрен в общество дух покорности и сыновней почтительности, послушания родителям, тем легче иметь дело государству с послушными гражданами. И не кажется удивительным, что культ сыновнего благочестия, начиная с эпохи Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) санкционированный государством, органично влился в систему общественных отношений.Ставшие священными заповеди «сяо» намеренно культивировались в китайском обществе. Человек не должен останавливаться ни перед чем, если того требует от него «сяо». И даже самые дерзкие поступки прощаются и оправдываются, если к этим поступкам побудила сыновняя почтительность, которая нередко доходила до максимально крайних пределов.Китайский фольклор изобилует красочными эпизодами, описывающими глубоко почтительное отношение детей к своим родителям. Большая часть подобных эпизодов зафиксирована в классическом конфуцианском каноне «Сяо-цзин» («Канон сыновней почтительности», VI–V вв. до н.э.), и в сборнике «Эри ши сы сяо» («24 истории о сыновней почтительности», составлен в период правления династии Юань (1271–1368)), что подтверждает влияние как самого конфуцианства, так и категории «сяо» на китайское общество, даже почти через два тысячелетия[8, с. 219], [2, 135].Притчи о невероятной сыновней любви и покорности получили чрезвычайно широкое распространение и стали буквально хрестоматийными – и были знакомы каждому китайцу с малолетства. И это не кажется удивительным, поскольку начиная с династии Хань «Канон сыновней почтительности» использовался в качестве учебника для обучения маленьких китайцев своему языку. В доказательство того, что конфуцианская категория «сяо» даже через два тысячелетия после смерти мудреца из царства Лу оставалась цементирующим основанием общественно-политических отношений, можно упомянуть о Кан Си (1662–1722), императоре династии Цин, который, формулируя 16 основных принципов (заповедей) официального конфуцианства, на первое место поместил именно принцип «сяо»: «уважай больше всего сыновнюю почтительность и братскую покорность, чтобы должным образом поднять общественные отношения» [1, 214].
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 1
Ссылка для цитирования:
Караев Э.Т. КАТЕГОРИЯ «СЯО» (КИТ.孝) В КОНФУЦИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ // Вестник науки №1 (82) том 1. С. 260 - 264. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20580 (дата обращения: 10.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2025. 16+
*