'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  192 просмотров

Гарусс Н.В., Южакова Д.А., Токарева Ю.А.

  


КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ *

  


Аннотация:
кадровый резерв управления, важнейшая составляющая развития современной организации. Настоящая статья направлена на анализ необходимых для руководителя здравоохранения компетенций, которые позволят ему решать актуальные проблемы отрасли. Рассматриваются основные направления деятельности руководителя, приводятся статистические данные, иллюстрирующие актуальность темы, а также уделяется внимание значимости кадрового резерва в обеспечении устойчивого развития системы здравоохранения. Статья представляет систематизацию подходов к развитию управленческих компетенций руководителей здравоохранения и выделению основных практических мер по решению актуальных проблем отрасли.   

Ключевые слова:
здравоохранение, управление, компетенции, кадровый резерв, кризисное управление   


Система здравоохранения является одним из важнейших элементов социальной инфраструктуры, от которой зависит здоровье и благополучие населения. В современных условиях система сталкивается с множеством вызовов, включая рост спроса на медицинские услуги, нехватку квалифицированных кадров, необходимость внедрения цифровых технологий и обеспечение равномерного доступа к медицинской помощи. Одной из главных задач остается преодоление кадрового дефицита. Согласно данным Министерства здравоохранения, в России не хватает около 12,5 тыс. врачей и 10,7 тыс. среднего медперсонала [https://www.rbc.ru]. Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул важность укрепления первичного звена здравоохранения, акцентировав внимание на кадровой составляющей системы. Об этом президент заявил на совмещенной прямой линии и пресс-конференции 19 декабря 2024 года. По его словам, необходимо продолжить работу по формированию профессионального кадрового резерва, который станет основой устойчивого развития отрасли». Эти слова указывают на то, что лидерские компетенции руководителей здравоохранения играют ключевую роль в реализации национальных приоритетов [https://tass.ru].Эффективное управление этой системой, решение поставленных Президентом задач требует наличия профессиональных руководителей, обладающих широким спектром компетенций (Володин В.В.). Роль руководителя здравоохранения выходит за рамки административных функций. Управленец должен выступать стратегом, лидером и кризисным менеджером, обеспечивая стабильность и устойчивость работы медицинских учреждений. В нынешних условиях, в период после пандемии на первый план выходят задачи модернизации инфраструктуры и повышения качества медицинской помощи, особенно актуальна проблема кадрового дефицита и профессионального выгорания медицинского персонала. Основные компетенции руководителя прежде всего в себя включают управленческие навыки - руководитель должен эффективно организовывать процессы, управлять персоналом и контролировать выполнение задач (Генри Минцберг). Важным аспектом является способность формировать продуктивную рабочую атмосферу, обеспечивающую мотивацию сотрудников. Современные реалии здравоохранения предъявляют к медицинским работникам высокие требования, что нередко приводит к их эмоциональному и профессиональному выгоранию. Руководитель медицинского учреждения играет ключевую роль в снижении этого риска. О масштабе проблемы в нашей стране можно сделать выводы по результатам исследования в Томской области. Только у 0,5% медицинского персонала не выявлены признаки профессионального выгорания. Высокая степень эмоционального истощения отмечается у 66–67% медиков среднего звена и 63% врачей [2, с. 6]. Таким образом, выделение основных компетенций руководителя, является важным условием профилактики эмоционального выгорания и устойчивого развития организации и персонала. Дадим краткую характеристику основным качествам и ведущим компетенциям руководителя, широко представленных в научных трудах таких ученых, как: (Романович О.Г., Мурзалиева Г.А., Рахманалиева А.А., Кочербаева А.А.)Стратегическое мышление является крайне необходимой компетенцией для руководителя. В условиях кризиса, различных стрессовых ситуаций руководитель должен принимать оперативные и эффективные решения, обеспечивая непрерывность оказания медицинской помощи. Планирование долгосрочных целей, определение приоритетов развития учреждения и адаптация к изменениям в нормативной базе и запросам общества – всё это требует системного подхода. Также руководитель обязан понимать основы нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, что помогает минимизировать юридические риски и обеспечивать прозрачность деятельности учреждения, а также уметь распределять бюджет и привлекать ресурсы, что имеет критическую важность. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, недостаток финансирования остается одной из ключевых проблем отрасли. Другим актуальным вызовом остается финансирование, которое представляет из себя одну из самых сложных задач для руководителя здравоохранения. Большинство медицинских учреждений работают в условиях ограниченного бюджета, что требует грамотного распределения средств. Руководитель должен уметь выделять приоритетные направления, такие как закупка современного оборудования, ремонт помещений, увеличение заработных плат и привлечение новых кадров. По данным Минздрава РФ, около 40% медицинских учреждений сталкиваются с нехваткой необходимых ресурсов, что приводит к снижению качества обслуживания. Руководитель обязан не только эффективно использовать выделенные средства, но и активно искать дополнительные источники финансирования, такие как гранты, частные инвестиции и государственные программы поддержки. В исследовании, направленном на изучении развития управленческих компетенций у кадрового резерва здравоохранения, на базе Института имени Блохина, приняли участие руководители медицинских учреждений различного уровня. На первом этапе исследования установлено, что большинство резервистов имеет средний и выше среднего уровень развития управленческих компетенций. На втором этапе разработана и реализована программа повышения квалификации с использованием рабочей тетради «Эффективный руководитель». Отзывы резервистов о программе позволили выделить следующие ключевые аспекты: 75% участников отметили, что задания были «очень понятными», остальные — «понятными». Ни один из респондентов не столкнулся с трудностями в восприятии материала. Наиболее полезными разделами на основе опроса были выявлены «Коммуникативные навыки» как наиболее ценный, особенно для работы с пациентами и коллегами важность этого раздела отметили 50% участников. 25% указали на важность упражнений по развитию управленческих компетенций. 25% отметили пользу приложений, включающих примеры из практики здравоохранения. Обращение к дополнительным источникам, 50% респондентов редко использовали дополнительные материалы, а 25% не обращались к ним вовсе, что свидетельствует о высокой автономности программы.Расчет затрат на обучение кадрового резерва показали, что экономия за счет обучения резервистов: Э = Зн (общие) – Зоб = 6000000 – 165000 = 5835000 руб. Экономия от внедрения рабочей тетради «Эффективный руководитель» и обучения кадрового резерва вместо найма готовых управленцев составляет 5835 000 рублей, для группы из 30 человек.Кадровый резерв представляет собой неотъемлемую часть устойчивого развития организации в любой сфере деятельности, в частности здравоохранения, что особенно актуально в условиях кадрового дефицита и постоянного повышения требований к управленческим компетенциям. Проведённый анализ показывает, что современный руководитель должен обладать стратегическим мышлением, умением адаптироваться к меняющимся условиям, принимать оперативные решения в стрессовых ситуациях, а также эффективно использовать ресурсы и распределять бюджет.Программа повышения квалификации с использованием рабочей тетради «Эффективный руководитель» доказала свою эффективность в подготовке управленцев для сферы здравоохранения. Она способствует развитию ключевых компетенций, таких как: управленческая компетентность, коммуникативные навыки, целеустремленность, лидерство и эмоциональный интеллект, необходимых для работы в условиях высокой нагрузки и ответственности, а также снижает затраты на управление персоналом. Продолжение программы с учетом предложений участников позволит сделать её еще более успешной и востребованной. Таким образом, развитие кадрового резерва управления и ключевых компетенций руководителей здравоохранения является важным условием реализации национальных проектов, модернизации системы здравоохранения и обеспечения её устойчивого функционирования в условиях кадрового «голода».   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гарусс Н.В., Южакова Д.А., Токарева Ю.А. КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 87 - 93. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20605 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20605



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.