'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  207 просмотров

Деркач К.Д., Печенёва Т.А.

  


КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе подчёркнуто значение корпоративной культуры как важного фактора конструктивного профессионального взаимодействия, рассмотрены основные подходы к пониманию организационной культуры, описаны роль и новые формы профессиональных коммуникаций в современных условиях развития цифрового общества.   

Ключевые слова:
корпоративная культура, ИКТ, цифровое общество, профессиональное взаимодействие, коворкинг-центр   


Культура представляет собой многогранное явление, охватывающее все аспекты человеческой жизни, и в современном понимании представляет собой сложное переплетение материальных и духовных ценностей, выступающих важнейшим условием существования человеческого общества [см., например, 1, 2]. Являясь неотъемлемым элементом жизни, она определяет социальные нормы, модели общественного взаимодействия, правила межличностной и профессиональной коммуникации. В этой связи особое значение приобретает осмысление феномена «корпоративная культура».Термин «организационная (корпоративная) культура» начал использоваться исследователями в конце 70-х годов прошлого века, а в 1980-1990-х годах стал ключевым понятием в рамках ценностно-ориентированного подхода к теории управленческой деятельности [см. об этом 3, 4]. Сегодня в контексте данного подхода к управлению корпоративная культура, как правило, трактуется с двух различных позиций:В рамках первой корпоративная культура определяется как вторичный феномен, который может быть применён в качестве инструмента для достижения целей организации. Такой инструмент выполняет две основные функции: во-первых, он способствует адаптации организации к внешним условиям и признанию её окружающей средой, а во-вторых, помогает сотрудникам эффективно взаимодействовать, функционируя как сплочённая команда. [5, 6].Согласно второй позиции, отражённой в работах Эдгара Шейна и его последователей, корпоративная культура определяется как совокупность характеристик, формирующих уникальность и своеобразие организации, её «лицо». Это своего рода ценностная призма, объединяющая всех сотрудников и обеспечивающая единое восприятие событий, объектов и действий внутри организации. [7, 8].Независимо от выбранного подхода, важно понимать, что основная цель корпоративной культуры как явления состоит в создании условий, при которых сотрудники смогут более продуктивно выполнять свои обязанности, испытывая при этом, что немаловажно, удовлетворение от своей работы. Сплочённый коллектив, объединённый общей миссией, целью, корпоративными принципами, работает как слаженный механизм, обеспечивая эффективность и стабильность деятельности организации. Некоторые исследователи называют корпоративную культуру ценностно-смысловой средой организации, которая самым непосредственным образом влияет на мотивацию и конструктивное взаимодействие сотрудников [см, например, 9, 10]. При этом одним из важнейших аспектов такого конструктивного взаимодействия (в том числе и в рамках обеспечения грамотной обратной связи) признаются реализуемые в организации коммуникативные технологии, которые с развитием информационных систем, цифровизации общества приобретают новые формы и методы [11, 12].Коммуникационные технологии играют ключевую роль в создании и поддержании эффективной корпоративной культуры, обеспечивая гибкость, прозрачность, открытость и оперативность при взаимодействии внутри организации. Особое значение при этом имеет использование современные цифровых технологий, включая интернет-платформы, социальные сети, корпоративные порталы и внутренние системы коммуникации, которые поддерживают диалог между руководством и сотрудниками, способствует укреплению корпоративной идентичности. Кроме того, использование современных цифровых коммуникационных технологий обеспечивает более гибкое и быстрое реагирование на изменения в организационной среде, способствуя адаптации корпоративной культуры к новым вызовам.Важно отметить, что для успешного внедрения таких технологий необходимо учитывать не только технические, но и человеческие аспекты, включая особенности восприятия и реакции сотрудников, их стремление к сотрудничеству, партнёрству, обмену опытом. Это можно обеспечить с помощью применения такой современной коммуникативной технологии, как виртуальный коворкинг-центр профессионального партнёрства (от англ. сo-working, вместе работающие, сoworking, совместная работа, сотрудничество). Примерно с начала двухтысячных годов коворкинг-центры вошли социальную и профессиональную сферу как совместная офисная площадка людей «свободных» профессий: дизайнеров, художников, спичрайтеров, специалистов по рекламе, IT-специалистов и т. п. [см., например, 13, 14]. Сегодня коворкинг-центры предстают зачастую как общий виртуальный офис, обеспечивающий общение людей из разных городов и даже стран, которые занимаются одной профессиональной деятельностью, имеют общие проблемы в этой сфере и наработанный позитивный опыт, которыми готовы обменяться с другими. Это создаёт особую коммуникативную среду творческого и исследовательского характера для создания и реализации совместных проектов и, что тоже очень важно, взаимного понимания и принятия корпоративных ценностей людей из разных стран, других национальностей, так как обеспечивают своего рода виртуальное корпоративное партнёрство людей одной профессиональной направленности.Всё это свидетельствует о том, что в современных условиях социокультурных и экономических трансформаций коммуникационные технологии не только способствуют эффективному обмену информацией, но и играют важную роль в формировании и эволюции корпоративной культуры, являясь инструментом стратегического управления, направленным на создание сплочённой и устойчивой организационной среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Деркач К.Д., Печенёва Т.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 94 - 99. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20606 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20606



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.