'
Мытько К.А., Печенёва Т.А.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
в работе затронута актуальная проблема развития коммуникативных компетенций руководителей учреждений культуры как важного фактора их эффективной управленческой деятельности, отмечена специфика коммуникативного взаимодействия в организациях сферы культуры, необходимость целенаправленного обучения руководителей учреждений культуры.
Ключевые слова:
коммуникативные компетенции, учреждения культуры, требования к управлению, личностное развитие
Традиции и ценности как русского, так и белорусского народа, его культурный код особо значимы для консолидации общества, в связи с чем поддержка и развитие духовного потенциала нации, передача культурных традиций новому поколению во многом зависят от грамотной работы руководителей учреждений культуры, сформированных у них управленческих компетенций. Инновационная направленность современного общества, приоритеты государственной политики в сфере культуры обусловливают потребность в профессионально мобильных руководителях системы культуры, чутко реагирующих на вызовы времени, что свидетельствует о возрастании роли их управленческих компетенций [см., например, 1, 2, 3].В рамках определения сущности современных управленческих компетенций исследователями особое место отводится коммуникативным компетенциям руководителя, которыми обеспечиваются успешность информационного взаимодействия организации на внешнем и внутреннем контурах, реализация обратной связи, комфортный (бесконфликтный) микроклимат в организации и др. [4, 5].В современном понимании «компетенция (в пер. с лат. «competentia») означает круг вопросов, которым человек хорошо владеет, а также умения и опыт, которыми он обладает» [6, с. 12]. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения проблемы. По утверждению А. В. Хуторского. компетенция включает также совокупность взаимосвязанных личностных качеств и способностей человека, руководителя (аналитические и прогностические способности, уважение, толерантность в общении и др.), необходимых для продуктивного профессионального взаимодействия [7].В системе управленческих компетенций придаётся большое значение коммуникативной компетенции, выступающей как единство знаний, профессионального опыта способностей действовать, а также личностных коммуникативных и нравственных качеств, навыков поведения, определяемых целью деятельностью руководителя, спецификой ситуации, сложившимися традициями в организации. В этой связи белорусские исследователи М. А. Пономарева, В. Н. Кивайко, С. В. Овдей, подчёркивают, что «коммуникативная компетентность руководителя – это совокупность способностей, знаний и умений, адекватным коммуникативным задачам и достаточных для их решения» [8, с. 14]. Способность руководителя при этом адекватно оценивать свой потенциал, сформировать эффективные стратегические направления развития и грамотно донести это до сотрудников, реализуя обратную связь, эффективно используя коммуникативные технологии ˗ это именно те навыки, которые помогают развитию учреждения культуры. Современные руководители учреждений культуры должны быть компетентны во многих направлениях, таких, как искусство, реклама, творчество, управление, право, экономика и финансы, информационные технологии, психология, педагогика, PR, маркетинг. Все эти направления самым тесным образом связаны с управленческими коммуникациями.При этом не секрет, что спецификой работников учреждений культуры и искусства является то, что они люди творческие, по своей природе более эмоциональные, и поэтому к качеству коммуникаций руководителя, к его коммуникативному стилю также предъявляют специфические требования, вытекающие из особенностей в этой сфере [см., например, 9, 10]. В первую очередь, это постоянная нацеленность на развитие собственного потенциала, способностей к налаживанию конструктивного взаимодействия в коллективе, к публичной импровизации, к массовым коммуникациям и т. п. Эффективность работы руководителя в учреждениях культуры определяется также умением мотивировать сотрудников, найти такие слова для них, которые побуждают человека к полной самоотдаче в работе. Коммуникативные умения руководителя важны для продвижения услуг организации культуры, для изучения спроса потребителей услуг, для оформления на сайте организации современного и привлекательного контента и др.Это подтвердил и онлайн –опрос, проведённый нами в виде свободных ответов и ответов с выбором из предложенных Он показал, что независимо от возраста опрошенных (белорусы от 18 до 55 лет), люди хотят видеть современного руководителя учреждений культуры, обладающего такими качествами, как приветливость, любовь к культуре и традициям своего народа, тактичность, ответственность, инициативность, развитая речевая культура и умение убеждать. Люди, посещающие учреждения культуры, включают в понятие компетентности руководителей их личностные коммуникативные качества.Собеседование с сотрудниками различных учреждений культуры Республики Беларусь (38 человек) показало, что, по их мнению, руководитель учреждения культуры должен быть творческой личностью, уметь ориентироваться в культурных потребностях населения, учитывать запросы различных возрастных групп, постоянно самому развиваться, быть открытым и коммуникабельным. Многие из них подчеркнули значение хорошего владения современными информационно-коммуникативными технологиями, понимать их потенциал для продвижения услуг учреждений культуры.В то же время опрос также позволил обозначить проблемы в управленческой компетенции руководителей, которые отражаются в неэффективной коммуникации, в отсутствии способности управлять конфликтами в организации, в неумении организовать грамотную обратную связь с населением и др. Слабо используется потенциал профессиональных сообществ, социальных сетей, цифровых технологий для решения насущных проблем, обмена опытом, продвижения творческого продукта и т. п.Всё это обусловливает вывод о необходимости получения руководителями учреждений культуры обязательного управленческого образования, а также проявления постоянной инициативы в рамках личностного развития, посещения тренингов по коммуникациям, мастер – классов и др. Чтобы идти дальше, руководителю учреждения культуры как носителю особой миссии в обществе, необходимо систематически совершенствовать управленческие навыки, важнейшим из которых признаётся коммуникативная компетенция современного руководителя.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Мытько К.А., Печенёва Т.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 128 - 133. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20610 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*