'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  190 просмотров

Пономарева Ю.А.

  


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ *

  


Аннотация:
развитие регионального туризма имеет положительное влияние на экономику как отдельных регионов, так и всей страны. Активное развитие сферы туризма наблюдается в Республике Северная Осетия-Алания, которая обладает огромным запасом природных ресурсов, уникальными климатическими условиями, множеством объектов архитектуры, истории и культуры. Развитию данного сектора экономики способствует взаимодействие правительства Республики и органов регионального управления в сфере туризма. В рамках исследования проведен анализ туристского потенциала РСО-Алании и актуальной стратегии развития региона.   

Ключевые слова:
архитектура, культура, история, стратегия развития, природные ресурсы, туризм, туристская инфраструктура, экономика   


Республика Северная Осетия-Алания является субъектом Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Республика располагается в окружении таких регионов, как Кабардино-Балкария (на западе), Ставропольский край (на севере), Ингушетия и Чеченская Республика (на востоке), а также соседними территориями Республики являются Грузия и частично признанная Южная Осетия (на юге). Республика Северная Осетия-Алания была образована 7 июля 1924 года как Северо-Осетинская автономная область, с 1936 года стала республикой Северная Осетия, в 1996 году получила название Северная Осетия-Алания, которое сохраняется до настоящего времени. Площадь территории составляет 7987 км². Административным центром региона является город Владикавказ, основанный в 1784 году. По официальным данным на 2024 год население Республики составляет 678879 чел. [5]. Северная Осетия-Алания обладает большим потенциалом для развития туризма. Сегодня правительство региона ведет активную работу в данной сфере.Целью исследования являлось изучение туристского потенциала Республики Северная Осетия-Алания и актуальной стратегии развития туризма в регионе.При написании статьи были изучены статистические и справочные материалы по рассматриваемой теме, работы авторов, занимающихся вопросами экономики и туризма. В приведенном исследовании были использованы методы контент-анализа, синтеза, обобщения, сравнения, статистический и дедуктивный методы.Республика Северная Осетия-Алания богата своими природными ресурсами, обладает благоприятным климатом, известна множеством уникальных исторических, архитектурных и культурных объектов. Последние годы все больше туристов желают посетить данный регион. В первую очередь, к туристским ресурсам Республики следует отнести горы, поскольку Северная Осетия-Алания располагается вдоль Большого Кавказского Хребта. Гора Казбек (5033 м.) – высшая точка Республики. Удивительной красотой славятся ледники Северной Осетии-Алании, например, Цейский и Караугомский, и многочисленные живописные водопады – Большой Зейгелан, Три сестры, Каскадный. Также туристов не оставят равнодушными ущелья региона, богатые не только флорой и фауной, но и горячими источниками. Необычными туристическими объектами Республики являются древние некрополи. Один из самых известных – Даргавский некрополь, или «город мертвых». Внимание гостей Республики могут привлечь различные архитектурные объекты (крепости, замки, музеи), исторические памятники и современные арт-объекты, в числе которых скульптурная композиция «Танец с кинжалами». Объектами показа также являются самобытные села (Цемса, Цамад, Дагом). На территории Республики есть особо охраняемые природные территории, такие как национальный парк «Алания» и Северо-Осетинский государственный природный заповедник. Многие культурно-религиозные объекты представлены в столице Республики – Владикавказе.Стоит отметить, что в Северной Осетии-Алании проходят крупные событийные мероприятия. К ним относятся международный хореографический фестиваль «Зори Алании», международный фестиваль национальных театров «Сцена без границ», кавказский музыкальный фестиваль «Мариинский - Владикавказ», международный фестиваль искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой» и другие [4].Туристская инфраструктура Республики очень разнообразна. Вниманию туристов представлены более 1,5 тыс. памятников истории и культуры, 18 музеев, природный заповедник, национальный парк, а также ряд уникальных природных достопримечательностей. В регионе функционируют более 60 коллективных средств размещения, 4 туроператора и 87 туристических агентств. Кроме того, в Республике достаточно предприятий общественного питания, что является важным фактором для многих туристов.Важное значение для региона имеет санаторно-курортный комплекс. Республика Северная Осетия-Алания сохраняет и рационально использует свои природные лечебные ресурсы. Для оздоровительных целей гостям РСО-Алании предлагаются 11 санаторно-курортных учреждений. С 2019 года в регионе действует Концепция развития бальнеологии. Согласно исследованиям, на территории Республики расположено 5 лечебно-оздоровительных местностей (ЛОМ) и 7 бальнеологических дестинаций:Южная часть г. Владикавказ,Мамисон-Тибская,Тамиск-Бирагзанская,Дигория,Кармадонская,Моздокская,Заманкульская.На сегодняшний день туристическая сфера региона активно развивается. Более 3 тысяч человек занято в туризме и смежных отраслях. Наибольшую популярность имеют такие виды туризма, как культурно-познавательный, экологический, оздоровительный и рекреационный [2].Однако в Северной Осетии-Алании существуют определенные проблемы развития туризма. Прежде всего, к ним относится неблагоприятный имидж Северного Кавказа в целом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ. Во-вторых, невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и наличие административных барьеров. В-третьих, недостаточно развитая туристская инфраструктура и малое количество средств размещения с современным уровнем комфорта. Также проблемой является недостаточная реклама туристских возможностей Республики. Наконец, неразвитость транспортной инфраструктуры, а именно: низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, состояние аэропортов создает препятствия для развития туризма в данном регионе. Существующие проблемы возможно решить посредством совместной работы правительства Республики и органов регионального управления в сфере туризма.Региональное управление развитием туризма в регионе осуществляет Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму. Комитет вносит огромный вклад в развитие Республики и ведет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, организациями туристско-рекреационного комплекса республики, общественными объединениями и другими организациями. Комитет обладает следующими полномочиями:осуществляет полномочия органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере туризма в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики,разрабатывает нормативные правовые акты, концепции, стратегии, программы развития туризма,обеспечивает продвижение республиканского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках,разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в сферу туризма,проводит аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии,проводит аттестацию работников туристских организаций [2].Стратегия развития туризма в регионе основывается на Государственной программе «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.06.2014 №204 (с изменениями на 24 июня 2022). Цель стратегии совпадает с целью Программы, которая заключается в формировании целостного эффективного туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания. Программа будет реализована в два этапа, соответственно, с 2014 года по 2016 год и с 2017 года по 2024 год. Общий объем финансирования Программы составляет 1659,44 млн. рублей.Программа содержит две подпрограммы:Создание условий для эффективной реализации туристско-рекреационного потенциала РСО-Алания.Обеспечение реализации государственной программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания» на 2014 - 2024 годы.Каждая подпрограмма включает в себя перечень основных мероприятий с их кратким описанием. Наиболее значимыми для Республики могут являться следующие мероприятия:создание туристско-информационного центра (ТИЦ) и единого информационного портала,развитие международного сотрудничества в сфере туризма,разработка и поддержка туристского бренда РСО-Алания,обустройство объектов туристского показа,развитие инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса РСО-Алания.К ожидаемым результатам реализации Программы относятся:формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса,рост внутреннего и въездного туристского потока,создание современного туристского инфраструктурного комплекса,повышение качества предоставляемых услуг в сфере туризма.Механизмами реализации стратегии обозначены: создание условий для реализации рекреационного потенциала Республики Северная Осетия-Алания, развитие туристской инфраструктуры Республики и формирование условий эффективной реализации в регионе государственной политики в сфере туризма [1].Важно отметить, что правительство РСО-Алании в целом активно развивает экономику региона, при этом ставит в приоритет развитие сектора туризма и отдыха. Также акцент делается на улучшение транспортных систем, логистики и дорожной инфраструктуры, что имеет существенное значение для сферы туризма [3, с. 167].Полученные результаты исследования показали перспективность развития туризма в Республике Северная Осетия-Алания, раскрыли потенциал и туристские ресурсы региона. В ходе исследования была выявлена стратегия, реализация которой способна вывести туризм в РСО-Алании на новый уровень. Взаимодействие правительства Республики и Комитета РСО-Алании по туризму ведет к активному развитию туристической сферы, что оказывает положительное влияние как на экономику, так и на создание имиджа региона, который будет способствовать привлечению новых туристов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пономарева Ю.А. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 160 - 166. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20614 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20614



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.