'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  163 просмотров

Буянов Н.С.

  


РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ И СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
цель данной статьи заключается в исследовании института разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации с исторической точки зрения. Рассматриваются ключевые факторы и этапы, которые так или иначе повлияли на формирование современных принципов федеративного устройства. Анализируется политическая практика и изменения законодательства, которые отражают собой разграничение полномочий между уровнями власти, а также баланс между ними.   

Ключевые слова:
разграничение ведения, федеральный центр, федеративное устройство, субъекты федерации, историческое развитие   


Сама тема становления института разграничения предметов ведения в настоящее время является достаточно дискуссионным в правовой науке. Целью совместного ведения является объединение различных ресурсов, таких как: интеллектуальные, кадровые, экономические, духовные, а также иных ресурсов связанных с государственном управлением, основанных как на праве России в целом, так и на территории конкретных субъектов России, учитывая их особенности [1]. Становление самого института разграничения предметов ведения основано на государственных принципах федерального устройства, с первостепенным ориентиром на то, чтобы обеспечить устойчивую форму устройства государства [2]. Предметы ведения России включают в себя различные общественные сферы жизни, хозяйственные отрасли и подотрасли, и, также, социальной и культурной деятельности, различные формы имущества, объекты, которые находятся в распоряжении федеральной власти [3]. Разграничение предметов ведения и полномочий относится к основным принципам федерализма. Предметы ведения включают в себя те области общественных отношений, которые регулируются на основании компетенции федерации, отдельных субъектов, либо совместно. Федеративное устройство России представляет собой форму устройства самого российского государства [4]. Любая федерация мира, и, конкретно, её конституция, имеет определённое распределение сфер ведения, зависящее от размеров страны, её общества, национального состава, способа, которым формируется федерации, и других причин. Традиционно, эти так называемые модели содержат в себе:1) Сферы ведения федерации в целом,2) Сферы ведения её субъектов,3) Совместные сферы,4) Иные полномочия.Основу для своего развития исторические аспекты института разделения полномочий брали как на конституционных принципах, так и на принципах федерации в целом. На протяжении около тысячи лет Россия брала своё развитие как унитарного государства, вплоть до революции 1917 года [5]. Ещё в документах 1917 года можно было обнаружить первые концепции федеральной реорганизации, а сам унитаризм России того времени отражал в себе некоторую политическую независимость некоторых территорий. Местные правовые системы некоторых территорий отражали в себе некоторые особенности разделения предметов ведения. Пришедшие после 1917 года изменения содержали в себе черты разделения предметов ведения, относящихся непосредственно к федерации, но тем не менее, не раскрывали полной её сути и смысла. Также, важно отметить, что большая часть ранних документов, так или иначе закрепляющих в себе черты данного института, по большей части имели статус программных документов, нежели являлись полноценными нормативно-правовыми актами.Полноценное распределение сфер ведения между центральным правительством и государственными республиками взяло своё начало в период существования Советского Союза, а именно в Договоре об образовании СССР 1922 года и Конституции СССР 1924 года. Данные документы закрепили суверенное положение республик, которые имели собственные территории, конституции, бюджет, а также право на отделении от территории Советского Союза. Так, по мнению Н.А. Котокова, фундамент для возникновения самого института разграничения полномочий между федеративным центром и субъектами федерации берёт своё начало в Конституции РСФСР. Полномочий между Россией и субъектами разделялись на основе принципа разграничения предметов ведения, и в главе 9 рассматриваемой конституции были представлены вопросы, отнесённые к ведению [6]. В ней закреплялась независимость включённых в государство союзов как основа самого устройства федерации. Разделение сфер ведения между федерацией и субъектами был основным принципом для распределения полномочий между ними. Сама же Конституция РСФСР закрепляла в себе вопросы, относящиеся к ведению субъектов, и эти положения были закреплены в главе 9 рассматриваемой Конституции. Также, помимо общего для всех гражданства Советского Союза, устанавливалось гражданство республик, входящих в него. Порядок формирования разграничения полномочий, проходивший в два этапа, наблюдается после распада СССР. Постсоветское устройство государства привнесло реформы, изначально связанные с перераспределением полномочий между федеральным центром и субъектами в экономической сфере, а также разделом собственности и имеющихся ресурсов [7]. В результате, был определён конкретный перечень вопросов, которые относились конкретно к ведению федерации. Важно отметить, что на тот момент ещё не была охвачена сфера совместного ведения. Так, в Конституции РСФСР 1978 года устанавливала лишь перечень вопросов, которые относились конкретно к ведению федеральных органов РСФСР, а также оставляла перечень открытым, указывая, что в их компетенции находятся иные вопросы республиканского значения, но тем не менее, не включала в себя вопросы совместного ведения.Формирование нового состава Верховного Совета РСФСР в марте 1990 года, привело к решению о переходе от авторитаризма к демократической системе. Федерализм стал одним из условий этого перехода, и становился принципом политического и территориального устройства страны, в частности, обеспечивая самоопределение народов, территорий внутри государства, а также устанавливал самоуправление на этих территориях. Россия изначально взяла путь на построение децентрализованной федерации, создав себе новую основу жизнедеятельности, закреплённую Конституцией [8].В итоге, шестым Съездом народных депутатов России 10 апреля 1992 года был одобрен Федеративный договор, а также постановлено включить его содержание как составную часть Конституции РСФСР [9]. Процесс, связанный с заключением такого рода договоров продолжился и после принятия Конституции 1993 года. Так, в период с 1994 по 1997 годы было подписано 46 подобных договоров о разграничении полномочий, особенность которых заключалась в неполноценном соответствии Конституции. Например, в договоре с органами власти Татарстана вопросы, касаемые гражданства и помилования были отнесены как к ведению федерации, так и к ведению самой республики, что не соответствовало основному закону. Таким образом сложилось договорное разграничение предметов ведения и полномочий, параллельное конституционному [10].Если подытожить, период с 1993 года по начало 2000 годов выделялся в основном тем, что при нём существовало одновременно два метода регулирования разграничения полномочий, такие как договорный и конституционный. Так, Конституция России закрепила, что право на разграничение компетенций принадлежит не только ей, но также и различным договорам, заключаемым между центром и субъектами, в том числе федеративным. В итоге, многие субъекты при осуществлении своих полномочий и взаимодействии с центром опирались на положения этих самых договоров, а не только на Конституцию России.Таким образом, можно сделать вывод, что сам процесс становления, а также изменение института разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации во многом завязано на особенностях конкретного периода нашего государства, его политической обстановки в определённый период, а также смене самих политических взглядов. Всё это говорит о том, что в определённые моменты данный институт претерпевал перестройку изначально установленных механизмов в связи с изменениями в самой стране, как, например, за счёт изменений политического устройства России. Также, важно отметить, что на данный момент закрепилось преимущественно конституционное регулирование полномочий и предметов ведения, даже учитывая что договорное регулирование было достаточно распространено в определённый исторический период, а также имеет своё отражение и в данный момент. В целом, данный институт обладает весьма большой ценностью и значимостью во все периоды развития федерализма в России, и прямо подчёркивает его существование.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Буянов Н.С. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ И СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 258 - 264. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20627 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20627



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.