'
Жукова П.С., Нешкуренко Е.А.
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ *
Аннотация:
в работе рассматривается характеристика особо охраняемых природных территорий, а также уделяется внимание тому какие проблемы существуют в настоящее время в сфере охраны таких земель и предлагаются возможные пути решения.
Ключевые слова:
охраняемые территории, земля, ответственность
Российская Федерация обладает исключительным природным богатством, включая множество ресурсов и обширных территории с неповторимой флорой и фауной, представляющие национальную ценность. Поэтому главенствующей задачей нашего государства является обеспечение безопасности и сохранения этих ценных природных территорий от любых возможных угроз [6, с. 339].Самым эффективным способом сохранения биоразнообразия и экологической стабильности в регионах является организация различного рода особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, a также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования [2].В соответствии c ч. 1 ст. 5.1 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ (далее - ФЗ № 33-ФЗ) посещение гражданами ООПТ осуществляется согласно установленному режиму особой охраны для каждой из таких территорий.Режим особой охраны заключается в ограничениях и запретах в отношении хозяйственной и иной деятельности, которая причиняет или может причинить вред природным комплексам и объектам ООПТ [1].Узнать о том, какие это ограничения или запреты можно из положения (или паспорта) o каждой ООПТ. Данные документы утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации, (если ООПТ федерального значения) или постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (если ООПТ регионального или местного значения).За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ установлена административная ответственность по ст. 8.39 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [3].Также за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, если данными действиями причинён значительный ущерб установлена уголовная ответственность по ст. 262 Уголовного Кодекса Российской Федерации [4].Кроме этого, в соответствии c ч. 2 ст. 36 ФЗ № 33-ФЗ вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению [1].Вопрос o защите земель особо охраняемых природных территорий является крайне важным, так как затрагивает обширные участки страны, на которых сосредоточено её биологическое разнообразие.Режим функционирования на ООПТ определяется конкретной категорией этого земельного участка. На практике данный вопрос не вызывает особых трудностей или противоречий, так как деятельность на этих территориях хорошо организована и регламентирована.Однако существует ряд проблем и противоречий с другими аспектами охраны ООПТ. Ряд ученых отмечают, что некоторые ключевые вопросы до сих пор не урегулированы, что вызывает правовые противоречия и сложности в правоприменительной практике [7, с. 19].Одной из основных проблем охраны ООПТ, на наш взгляд, является недостаточное финансирование. Многие территории нуждаются в дополнительных средствах для проведения мероприятий по охране, мониторингу и учёту объектов животного и растительного мира. Это приводит к ухудшению состояния экосистем, снижению качества услуг, предоставляемых ООПТ, и уменьшению их роли в сохранении биоразнообразия.Ещё одной проблемой является неэффективное управление в реализации охраны ООПТ. Зачастую интересы различных заинтересованных сторон противоречат друг другу, что затрудняет принятие решений по охране территорий. Кроме того, отсутствие единой структуры управления и координации между различными органами власти также негативно сказывается на состоянии ООПТ.Эффективное управление охраняемыми территориями требует регулярного мониторинга экологического состояния и инвентаризации флоры и фауны. Комплексный мониторинг экосистем на особо охраняемых природных территориях представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием экосистем на ООПТ, проводимых в целях оценки их состояния и эффективности режима охраны и использования ООПТ, прогноза изменения состояния экосистем под воздействием природных и антропогенных факторов. Однако на многих территориях такие мероприятия не проводятся или проводятся недостаточно качественно. Это приводит к потере информации о динамике изменений в экосистемах и невозможности принятия своевременных мер по их охране. Существуют и другие проблемы экологического мониторинга: отсутствие единой научной, нормативной и методической базы для выполнения мониторинговых работ, недостаток финансовых ресурсов для организации эффективного мониторинга, сложную и неоднородную структуру субъекта мониторинга ООПТ, так как они могут находиться в ведении разных уровней власти и иметь разное пространственное расположение.Одним из основных факторов, влияющих на состояние ООПТ, является антропогенное воздействие. Такие виды деятельности, как экономическое развитие, строительство и добыча полезных ископаемых, оказывают негативное влияние на экосистемы охраняемых территорий. Чтобы снизить это воздействие, необходимо разработать и реализовать меры по защите и восстановлению природных комплексов. Важным аспектом охраны ООПТ является повышение осведомлённости населения o значимости этих территорий и необходимости их сохранения. Однако на сегодняшний день уровень информированности населения o проблемах охраны природы остаётся низким. Необходимо проводить образовательные мероприятия, пропаганду экологических знаний и привлекать внимание общественности к проблемам охраны ООПТ.В целом, проблема охраны особо охраняемых природных территорий является актуальной и требует комплексного подхода к её решению. Необходимы дополнительные финансовые ресурсы, совершенствование системы управления, усиление мониторинга и учёта объектов животного и растительного мира, a также повышение уровня экологической культуры населения. Только при соблюдении всех этих условий можно обеспечить сохранение уникальных природных комплексов и устойчивое развитие общества [5].Таким образом, существующие проблемы в области использования, защиты и охраны природных территорий требуют срочного внесения изменений в российское законодательство. Необходимо усилить ответственность за нарушения экологического законодательства, ужесточив меры наказания для правонарушителей, что в свою очередь позволит предотвратить экологические преступления и станет эффективной профилактической мерой.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Жукова П.С., Нешкуренко Е.А. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 282 - 287. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20631 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*