'
Филиппова А.Г., Барашева Е.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА РОСКОШЬ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в данной научной статье рассматривается перспектива введения налога на роскошь в отношении объектов недвижимости в Российской Федерации. Автор анализирует теоретические аспекты налогообложения роскоши, подчеркивая, что этот вид налога служит инструментом регулирования экономического неравенства и способствует увеличению доходов государственного бюджета. Особое внимание уделяется определению критериев роскошности объектов недвижимости, включающих стоимость, площадь, местоположение и уровень комфорта.Цель исследования заключается в оценке преимуществ и недостатков введения налога на роскошь в отношении объектов недвижимости в Российской Федерации.Методами исследования являются анализ литературы, анализ зарубежного опыта об эффективности реализации налога на роскошь, изучение норм законодательства регулирующие данный вид правоотношений и разработка рекомендаций по внедрению налога на роскошь в Российской Федерации.Основные результаты статьи заключаются в том, что введение налога на роскошь в отношении объектов недвижимости может иметь положительные фискальные и социальные эффекты, однако требует тщательной подготовки и разработки четких критериев. Зарубежный опыт показывает эффективность такого налога, но важно учитывать возможные сложности администрирования и предотвращать потенциальные риски уклонения от уплаты налогов.Автор приходит к выводу, что введение налога на роскошь в отношении объектов недвижимости в России может быть успешным при условии комплексного подхода и тщательного анализа всех аспектов данного вопроса, а также такой налог может принести значительные фискальные и социальные выгоды, хотя его реализация потребует детальной проработки и учета возможных сложностей администрирования.
Ключевые слова:
недвижимость, роскошь, налог, Россия, неравенство
Введение налога на роскошь является актуальной темой для многих стран мира, включая Российскую Федерацию. Налог на роскошь представляет собой инструмент регулирования экономического неравенства и может способствовать увеличению доходов государственного бюджета. В данной статье рассматриваются перспективы введения такого налога в отношении объектов недвижимости в РФ. Аналогичную позицию высказывают Дибина Д.В. и Ларина Т.В. в своей работе «Российской Федерации (далее — РФ) на протяжении последних десятилетий ведутся активные дискуссии о целесообразности введения налога на роскошь, при этом во многих иностранных юрисдикциях данный налог уже давно выступает в качестве достаточно эффективного способа пополнения государственных бюджетов.» [1]Исходя из анализа законодательства Российской Федерации, официально закрепленного понятия и самого налога на роскошь нет. Дать определение термину «налог на роскошь» можно исходя из анализа и практики зарубежных стран, в которых этот налог активно используется. Итак, налог на роскошь – это повышенный коэффициент, который применяется при расчёте транспортного и имущественного налогов для владельцев элитных автомобилей и недвижимости. В России действует похожий налог, введённый в качестве поправок в Налоговый кодекс в ст. 362 суть который состоит в установлении повышающего коэффициента на имущественный и транспортный сборы.Налог обязаны платить все собственники дорогой недвижимости и автомобилей: частные лица и организации.Налог на роскошь является специфическим видом прямого налога, который применяется к дорогостоящим объектам собственности. Целью его введения является снижение уровня социального неравенства путем перераспределения богатства через налогообложение предметов роскоши. Данный вид налога также способствует снижению спроса на предметы роскоши и стимулирует более рациональное использование ресурсов.Объекты недвижимости являются одним из наиболее распространенных видов роскоши, которые могут быть обложены налогом. Поэтому необходимо определить и ответить на вопрос: «А что такое недвижимость и что можно обложить налогом?». В Гражданском кодексе в ст. 130 закреплено понятие недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства… относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания… к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места)…». Совершенно очевидно, что не все объекты, перечисленные в данной статье, относятся к категории объектов недвижимости облагаемые налогом на роскошь. Что бы внести конкретность необходимо обратиться к Налоговому кодексу, который закрепляет объекты недвижимости, которые облагаются налогом. Итак, объектами налогообложения признаются:недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.Таким образом, к таким объектам можно отнести жилые дома, квартиры, коттеджи, виллы, а также коммерческая недвижимость высокого класса (торговые центры, офисные здания).Для того чтобы определить, является ли объект недвижимости предметом роскоши, необходимо учитывать несколько критериев:Стоимость: Объект считается роскошным, если его стоимость превышает определенный порог, установленный законодательством.Площадь: Большие площади жилых помещений (например, свыше 150 квадратных метров) могут служить основанием для отнесения их к категории роскоши.Местоположение: Недвижимость, расположенная в престижных районах города, также может считаться предметом роскоши.Уровень комфорта: Наличие эксклюзивных элементов интерьера, таких как бассейны, сауны, тренажерные залы, и другие дополнительные удобства может свидетельствовать о роскошности объекта.Любое явление в процессе своей реализации будет иметь как положительные, так и негативные качества. Проанализировав опыт зарубежных стран, можно выделить несколько негативных или позитивных черт.Преимущества:1.Фискальные выгоды: Увеличение поступлений в государственный бюджет за счет налогообложения состоятельных граждан.2.Социальная справедливость: Перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения.3.Экономическое регулирование: Снижение спекуляции на рынке недвижимости и стимулирование более рационального использования ресурсов.Недостатки:1.Сложность администрирования: Определение точных критериев роскоши и оценка стоимости объектов недвижимости может потребовать значительных административных ресурсов.2.Возможность уклонения от уплаты налогов: Сложности с контролем над использованием реальных цен при купле-продаже недвижимости.3.Иммиграция капитала: Высокие ставки налога могут привести к оттоку капитала и эмиграции состоятельных граждан.За рубежом налог на роскошь существует во многих странах, таких как Франция, Италия, Великобритания, США и др. Например, во Франции налог на роскошь (Taxe sur la fortune immobilière, TFI) применяется к недвижимости стоимостью свыше 1,3 миллиона евро. В Италии налог на роскошь (Imposta di lusso) действует на объекты недвижимости стоимостью выше 700 тысяч евро. В Великобритании налог на роскошь (Mansion Tax) взимается с владельцев недвижимости стоимостью свыше 2 миллионов фунтов стерлингов.По моему мнению, чтобы эффективно внедрить данный вид налога необходима разработать следующие критерии:1.Необходимо четко определить критерии роскошности для объектов налогообложения, то есть использовать комбинацию факторов, таких как стоимость, площадь, местоположение и уровень комфорта.2.Установить прогрессивную шкалу ставок это означает, что чем дороже объект недвижимости, тем выше ставка налога.3.Разработать механизмы контроля — это важный аспект, поскольку он позволить обеспечить прозрачность сделок и контроль за соблюдением налогового законодательства.4.Регулярно пересматривать критерии, т.к. развитие России не стоит на месте, и экономика нашей страны постоянно находится в движении, необходимо учитывать инфляцию и изменение рыночной ситуации для корректировки налоговых ставок.Введение налога на роскошь в отношении объектов недвижимости имеет свои преимущества и недостатки. Важно тщательно проработать все аспекты данного вопроса, чтобы минимизировать негативные последствия и максимизировать фискальные и социальные выгоды. Опыт зарубежных стран показывает, что такой налог может быть эффективным инструментом для регулирования экономики и снижения уровня неравенства. Однако, для успешного внедрения необходимы детальные исследования и тщательная подготовка нормативно-правовой базы.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Филиппова А.Г., Барашева Е.В. ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА РОСКОШЬ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 408 - 414. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20651 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*