'
Фролов Д.Е., Джораева С.В.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *
Аннотация:
раскрывается понятие и сущность юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Обращается внимание на разновидности данной ответственности, а также проблемные аспекты, связанные с ее местом в законодательстве.
Ключевые слова:
кандидаты, применение, избирательное право, ответственность, нарушения
В структуре законодательного управления избирательными процессами ключевую роль играют избирательные отношения, которые служат основой для применения законов о выборах и референдумах в жизнь участвующими в них лицами. Другими словами, избирательные отношения являются универсальным инструментом, который обеспечивает надежное соединение избирательного законодательства с его практической реализацией.Опираясь на анализ избирательного права в рамках правовой системы Российской Федерации, С.Д. Князев подчеркивает, что «неизменные (конститутивные) характеристики избирательных отношений заложены в их уникальном социально-политическом смысле, что дает гражданам возможность непосредственного участия в преобразовании народной власти в государственную и местную власть через проведение свободных и демократичных выборов. Особенность избирательных отношений проявляется в их субъективном составе, содержании, разнообразии форм и методах правовой защиты, причем особое внимание уделяется судебному разбирательству по жалобам на нарушения избирательных прав, что предполагает приоритет судебных инстанций при рассмотрении электоральных споров не только по юридической силе их решений, но и по объему вопросов и временным рамкам их разрешения».А. П. Мясников, известный общественный деятель, подчеркивает важность избирательной системы как ключевого политического и правового института, обеспечивающего мирное и демократическое передачу власти на уровне государства и муниципалитетов. Эта система устанавливает нормы и процедуры для законного выражения воли граждан через выборы, учитывая разнообразие политических взглядов и многопартийность, что гарантируется избирательным правом. Поэтому активное участие граждан в выборах и референдумах, осуществление своих избирательных прав и права на участие в референдумах – это не просто возможность, но и обязанность использовать предоставленные законом возможности для выражения своей воли и выбора представителей в органы власти. Результатом такого участия является передача полномочий от избирателей к избранным представителям народа для осуществления государственной и муниципальной власти на определенный законом срок. Органы государственной власти и местного самоуправления сталкиваются с важной задачей – защитой избирательных прав граждан, поскольку согласно Конституции Российской Федерации, права и свободы личности и гражданина имеют прямую юридическую силу. Они лежат в основе законодательства, определяют его суть и содержание, регулируют работу законодательных и исполнительных органов власти, а также местного самоуправления, обеспечивают справедливость и правопорядок.В академической среде, включая специализированные исследовательские работы, тема обеспечения избирательных свобод граждан РФ подвергалась анализу на уровне теории права, с акцентом на конституционно-правовые аспекты регулирования, особенно в контексте работы судов общей юрисдикции и их роли в обеспечении уголовно-правовой и административно-правовой защиты этих прав. Исследования также осуществлялись с учетом исторических прецедентов.Необходимо строго применять меры ответственности за нарушения правил проведения выборов в России по ряду важных причин. Преступления в сфере выборов могут исказить истинные результаты голосования и подорвать веру граждан в честность избирательного процесса. Следовательно, наложение наказания за такие нарушения способствует поддержанию надежности и прозрачности голосования. Неправильное поведение во время выборов может угрожать правам избирателей на свободное выражение своего выбора и поддержку предпочтительных кандидатов. Наложение ответственности за нарушения защищает права граждан на честные и справедливые выборы. Тщательное следование правилам проведения выборов способствует укреплению законности в стране. Когда нарушения избирательного законодательства находятся и наказываются, это повышает доверие населения к избирательной системе и укрепляет основы демократии. Таким образом, юридическая ответственность за нарушения в сфере выборов является ключевым элементом для поддержания демократических принципов в России. Ответственность за нарушения избирательных норм является публично-правовым инструментом, направленным на защиту законных интересов граждан при осуществлении ими своих избирательных прав.Сегодня можно выделить несколько разновидностей ответственности за нарушения, связанные с избирательным законодательством. В зависимости от сферы деятельности, существуют конституционная, уголовная и административная ответственность за данные нарушения. Каждый из этих видов ответственности характеризуется своими уникальными основаниями, участниками, процедурными формами и наказаниями.Ответственность за нарушение избирательного законодательства включает в себя применение различных юридических мер к виновным лицам, таких как предупреждения, отказ в регистрации, признание результатов референдума недействительными и другие санкции. Однако среди исследователей нет единого мнения о сути этой формы ответственности. На данный момент конституционно-правовая ответственность не имеет официального признания, хотя действующее законодательство устанавливает определенные основания и специальные меры в отношении нарушений избирательного законодательства, характерные для этого вида ответственности. Например, Центральная избирательная комиссия в своих отчетах использует термин "государственно-правовая ответственность" в отношении кандидатов и избирательных объединений. Это обстоятельство негативно сказывается на практике применения закона и затрудняет дальнейшее совершенствование законодательного регулирования.Раздел 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет виды правонарушений, связанных с нарушением законодательства о выборах. Лица, совершившие такие правонарушения, могут быть привлечены к ответственности в форме штрафа, величина которого зависит от категории нарушителя. Кодекс также предусматривает административное взыскание за изготовление и распространение агитационных материалов с нарушением установленных требований. Особенностью административной ответственности за нарушения в сфере выборов является то, что эти отношения регулируются нормами Конституции и защищаются путем применения административных мер.Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает более строгие меры наказания за действия, которые представляют опасность для общества и причиняют серьезный ущерб защищаемым интересам в сфере организации и проведения выборов. Например, статья 142.1 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил голосования или подсчета голосов на выборах» вводит уголовную ответственность за подделку избирательных бюллетеней и другие нарушения порядка голосования или подсчета голосов. В зависимости от характера преступления, виновный может быть наказан штрафом, исправительными работами, ограничением свободы или лишением свободы на определенный срок. Кроме того, статья 142.2 Уголовного кодекса РФ «Фальсификация результатов голосования» также предусматривает уголовную ответственность за подделку результатов выборов или референдума, и в этом случае применяются аналогичные меры наказания, что и за нарушение правил голосования.При изучении юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства большинство исследователей приходит к выводу о целесообразности применения термина "избирательная ответственность", поскольку он наилучшим образом отражает процесс соблюдения правил и процедур при публичном демократическом формировании органов власти и местного самоуправления. Однако на основе проведенного анализа можно утверждать, что использование данного термина не всегда точно, так как для него требуется наличие определенных признаков, включая основания, санкции, субъектов и источники ответственности, которые не всегда присутствуют в контексте "избирательной ответственности". Более того, существующее законодательство по вопросам ответственности за нарушения избирательного права характеризуется разбросом соответствующих нормативов по различным законам, и в настоящее время отсутствуют специальные федеральные законы, регулирующие вопросы юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства.Различные формы ответственности за нарушение избирательного законодательства играют ключевую роль в обеспечении законности и защите прав избирателей. Изучение административной, уголовной и гражданской ответственности показывает, что каждая из них имеет свою значимую функцию в борьбе с нарушениями на выборах. Административная ответственность позволяет оперативно реагировать на правонарушения, обеспечивая быстрые действия со стороны государственных органов. Уголовная ответственность направлена на пресечение серьезных преступлений, таких как подлог на выборах, что подчеркивает важность соблюдения законности и честности избирательного процесса. Гражданская ответственность, хоть и менее распространена, играет важную роль в защите прав избирателей и восстановлении справедливости. Комплексный подход к различным видам ответственности необходим для создания прозрачной и демократичной системы выборов. Эффективное использование этих механизмов способствует увеличению доверия общества к выборному процессу и укреплению демократии в целом. Важно продолжать исследования и улучшения механизмов ответственности, чтобы приспосабливаться к изменяющимся условиям и вызовам в сфере избирательного права.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Фролов Д.Е., Джораева С.В. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 415 - 421. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20652 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*