'
Абдурахманов А.А., Ирбутаев Н.Х.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о внешней и внутренней мотивации в обучении русскому языку как иностранному и роль учителя в формировании внутренней мотивации у учащихся.
Ключевые слова:
внешняя мотивация, внутренняя мотивация, потенциал, стимул, интерес, доверительное отношение
В обучении иностранному, в том числе русскому, языку роль мотивации учащихся неоценима, поскольку, именно, с ее помощью можно добиться конкретного результата.Сперва необходимо выяснить, что такое мотивация? На этот вопрос нет однозначного ответа в науке. Но все усилия ученых сводятся к тому, что под мотивацией подразумевается процесс, который направляется на поддержание усилий, прикладываемых для достижения учебных целей.Следует отметить основные направления повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного:- осознание учащимися социальной необходимости изучения русского языка как иностранного,- формирование у учащихся личностных потребностей в изучении русского языка как иностранного,- формирование удовлетворенности учащимися от процесса обучения,- актуализация роли и значения учителя в формировании мотивов изучения русского языка как иностранного и положительного отношения учащихся к предмету,- активное использование инструментов «обратной связи» на уроках русского языка и активное речевое взаимодействие с каждый учеником в ходе урока,- совершенствование системы оценивания и использование более гибких оценочных средств,- учет интересов учащихся при выборе методик и подходов к обучению иностранному языку,- поощрение ученика за успехи и развитие уверенности в собственных силах в ходе обучения русскому языку,- использование методов, направленных на избавление обучающихся от неуверенности в себе.Основной задачей мотивации обучения является организация учебной деятельности, которая направлена на раскрытие внутреннего потенциала учащихся.В науке в области педагогики и психологии принято различать два основных вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация связана, в основном, с системой контроля, а внутренняя более сложная, поскольку она формируется с годами, когда учащиеся осознают важность и необходимость образования.В начале обучения решающую роль играет внешняя мотивация. Контроль и надзор, поощрения и наказания со стороны родителей мотивируют учащихся начальных классов. Но такая мотивация недолго продолжится. Со временем ребенок почувствует охлаждение к учебе. “Кнут и пряник” не дают желаемого результата. Тем не менее внешняя мотивация необходима, она способствует тому, чтобы у учащихся зародилась внутренняя мотивация.В последнее время в странах СНГ, в том числе в Узбекистане, интерес к русскому языку возрастает. Это связано с тем, что определенная трудоспособная часть населения выезжают в Россию на заработки. Сталкиваясь с трудностями, связанные с языком, мигранты призывают своих детей, родных и близких к изучению русского языка. Помимо этого между Узбекистаном и Россией подписаны очень много документов по сотрудничеству в области экономики, науки и образования. Открыты много филиалов российских вузов, где обучается молодежь Узбекистана. Для того, чтобы учиться в российских вузах необходимо знание русского языка. Это тоже мотивирует молодежь к изучению русского языка.А как обстоят дела с внутренней мотивацией? Формирование внутренней мотивации зависит прежде всего от самого обучаемого и педагога, который должен организовать учебную деятельность правильно. Здесь возникает вопрос: всех ли учащихся нужно мотивировать? Нет, потому что есть энтузиасты, отличники, которые внутренне мотивированы. Им нравится приобретать новые знания и навыки и они будут продолжать учиться без внешнего натиска извне. Но, большинство учащихся нуждается в мотивации. Чтобы формировать внутреннюю мотивацию у обучаемых, учителю необходимо разработать определенную методику.Прежде всего, педагог должен быть примером для подражания. От этого многое зависит, особенно, в начальных классах. Ещё он должен быть добрым, отзывчивым. В первую очередь, ему необходимо организовать в классе доброжелательную обстановку, установить взаимопонимания и доверительное отношение с учащимися. Далее, для формирования внутренней мотивации учителю необходимо сделать следующее:- научить учащихся работать самостоятельно,- возбудить у учащихся интерес к предмету,- учитывать индивидуальные особенности,- применять на уроке педагогические технологии,- на уроке создавать проблемные ситуации,- научить обучаемых работе с электронными учебниками и демонстрационными материалами,- использовать компьютерные тесты, ресурсы Internet для подбора справочных материалов,- использовать слайд – презентации,- применять современные технические средства, такие как учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио-, видео-учебные материалы и многие другие,- использовать ситуативные диалоги на различные темы, например, “В магазине”, “На вокзале”, “На стадионе”, “На базаре” и т. д.,- на уроке использовать ролевые игры.“Методическая ценность ролевой игры состоит в том, что ситуации ролевого общения являются существенным стимулом к развитию спонтанной речи. Выступая не в роли учащихся, а в роли заданных персонажей, они в меньшей степени опасаются допустить ошибки, их речевое поведение максимально приближено к реальной жизни” [1, с.187].Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что, в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.Кроме этого, учитель должен организовать различные конкурсы, конференции, диспуты, соревнования, научные кружки, внеклассные работы и т. д.. Например, в научных кружках ему нужно проводить занятия по занимательной грамматике, во внеклассных работах учителю необходимо знакомить учащихся младших классов с русскими сказками, а в старших классах - вести работу по страноведению, дать сведения о русской культуре, народе и др.Все перечисленные работы способствуют формированию и развитию внутренней мотивации учащихся.Таким образом, внешняя и внутренняя мотивация являются важными факторами учебной деятельности, и их успешное применение помогает добиться желаемого результата в изучении русского языка как иностранного учащимися в школах с узбекским языком обучения. Формирование мотивации учащихся в определенной степени зависит от правильной организации учебного процесса и создания учителем благоприятного психологического климата на уроке.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Абдурахманов А.А., Ирбутаев Н.Х. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 442 - 447. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20656 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*