'
Борисова И.И.
ОСВОЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в работе представлен теоретический анализ исследования игры, как метода освоения джазового вокала детям дошкольного и младшего школьного возраста. В работе изложен теоретический материал по основным критериям джазовой музыки, а также проанализированы положительные аспекты, связанные с занятиями джазовым вокалом детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова:
игра, джаз, дошкольный возраст, младшие школьники, импровизация
Джазовый вокал — это искусство сочетания голоса и музыкального инструмента, зародилось еще в начале XX века в США. Такой стиль пения был создан как разновидность джазовой музыки и получил огромную популярность в течение нескольких десятилетий. В настоящее время джазовое исполнение набрало довольно серьезную популярность как музыкальный жанр. Джазовый вокал привлекает к себе всё больше внимания. Особой популярностью он пользуются у молодого поколения. Но остается вопрос, касающийся детей. С какого возраста начинать петь джаз? Совместим ли джаз и дети?Джаз позволяет развить не только мелодический, но и гармонический слух, а значит ребенок с самого детства начнет глубоко понимать музыку. Джаз – музыка непростая. И если с детства активно слушать такую сложную музыку, можно развить свои музыкальные способности, это повлияет на более легкое запоминание любых мелодий в разных стилях. Развитый слух помогает ребенку петь гораздо чище и точнее. Таким образом на занятиях с детьми дошкольного возраста можно прослушивать небольшие джазовые произведения, а чтобы сохранить интерес, детям предлагается пофантазировать, придумать что напоминает тот или иной инструмент (животное, сказочный персонаж) [1].Синкопа и ритмическая гибкость очень важные основополагающие джазового вокала. Синкопа — это игра с акцентами, которая позволяет украсить мелодию и придать ей более выразительный характер. Она заключается в том, что на первый план выносятся слабые ритмические элементы, и наоборот, скрываются сильные. Ритмическая гибкость предполагает свободное изменение темпа и ритма произнесения слов и фраз [4]. Изучение ритма и его вариаций можно начинать в любом возрасте и переходить от простого к сложному. Детям младшего школьного возраста подходят ритмические игры, где дети повторяют за педагогом, простукивая ритм и одновременно проговаривая разные по длительности слова, понятные ребенку.Джаз для многих, это синоним импровизации. И развивая навык импровизации, ребенка можно научить мыслить свободно и нестандартно [5]. Бесценный опыт, который пригодится ему в будущем в очень многих сферах жизни. Как же развивать навык импровизации у детей? Для этого на занятиях можно использовать игру, когда педагог начинает петь или играть джазовую мелодию, а ученик продолжает, придумывая свою версию.Не менее важной составляющей джазового вокала является скэт-импровизация, позволяющая проявить свою индивидуальность, выразить свои эмоции на музыкальном языке без привязки к конкретным текстам и их смысловой нагрузке [7]. Вокалист создает звуки, похожие на инструментальные — щелчки языка и т.д. Скэт - импровизация очень необычна и этим привлекает внимание детей [2]. Слыша ее, ученик обычно наивно полагает, что сможет легко овладеть данным навыком, сразу и без особых усилий сможет повторить и импровизировать голосом. Но, как правило, сталкиваясь с первыми трудностями, дети очень быстро теряют интерес данному виду исполнения. В такие моменты важно сохранить желание ребёнка к самовыражению, помочь ему не потерять интерес к изучению. Наиболее приемлемым для младшего школьного возраста является подражательный метод по М.А. Фуксману [6]. Данный метод направлен на привлечение и удержание внимания детей. В работе с детьми важно использовать интерес к подражанию. Так отдельными звуками можно пробовать подражать ударным, духовым инструментам, используя характерные слоги. На занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно заниматься прослушиванием именно инструментальных джазовых композиций в непринужденной обстановке, позволив детям, например двигаться под эту музыку, а также попробовать услышать и узнать отдельные инструменты. А после этого представить себя этим инструментом.Джаз это практически всегда живое исполнение. На начальных этапах обучения, конечно можно заниматься и под фонограмму «минус», но очень важно научить ребенка взаимодействовать с музыкантами. Джазовому вокалисту необходимо быть частью музыкального коллектива. Как никакая другая музыка, джаз способствует социализации и учит быть более смелым и уверенным в себе человеком. Все эти качества помогут построить успешную карьеру не только в музыке, но и в других областях.Джаз – это музыка в основном англоязычная, хотя, конечно существует огромное количество джазовых песен и на других языках, в том числе на русском. Желание ребенка со временем петь джазовые стандарты будет мотивировать его на изучение английского языка. Многие слова, фразы, грамматические конструкции будут запоминаться уже в процессе разучивания песен, что послужит хорошим подспорьем в освоении иностранного языка, улучшении произношения.Джазовая музыка влияет на развитие памяти и работы мозга. Существует большое количество научных работ о том, как работает мозг музыканта, а также о преимуществах джазовой музыки для улучшения работы мозга. Джазовые музыканты учатся слышать каждый инструмент ансамбля, запоминать не только витиеватые мелодии, но и сложные последовательности аккордов, транспонировать эти аккорды с ходу в другую тональность и придумывать на лету свои собственные мелодии, гармонии и ритмы.Ребенок, серьезно занимающийся джазовым вокалом, со временем приобретает хорошую вокальную технику, безопасную для голоса. Непростые мелодии, исполняемые вживую, требуют от вокалиста развитого слуха и точного интонирования, которого можно добиться, только обладая хорошей вокальной техникой [3].Есть мнение, что в джазе совсем недетские тексты. Однако, несмотря на то что в джазовой музыке и встречаются часто тексты о любви, это, как правило, очень добрые песни, в сравнении со многими популярными современными песнями, где поется отнюдь не о высоких, благородных чувствах романтичной души. Многие же джазовые песни можно посвятить любимой игрушке, папе, маме и друзьям. Есть также в джазе много песен нейтральных: про любовь к какому-то городу, музыке, всему миру. Есть, наконец, и просто детские песни с красивой, джазовой гармонией.Таким образом джазовым вокалом можно заниматься не только с подростками, но и с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача педагога не отпугнуть, заинтересовать ученика в этой непростой, но безгранично интересной музыке как джаз, а в этом поможет игра, как основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Борисова И.И. ОСВОЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 468 - 472. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20660 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*