'
Бострикова Ю.С., Сибгатуллина А.А.
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *
Аннотация:
в работе рассматриваются мобильные технологии, как мощный инструмент для развития критического мышления, а также его роль в обучении иностранному языку. Такие технологии в сфере образования делают процесс обучения не только интересным, но и более результативным. Они способствуют формированию критического мышления (анализ, синтез, оценка информации и рефлексия), что особенно актуально в эпоху цифровизации и избытка информации. Такие методы, как обсуждение, дебаты, работа с интернет-ресурсами и проекты, развивают аналитические способности и аргументацию. Онлайн-ресурсы (видеоуроки, интерактивные платформы) повышают интерес к языку и стимулируют критическое мышление через решение проблемных задач. Программы и мобильные платформы для коммуникации позволяют учащимся работать в командах, создавать контент, участвовать в интерактивных упражнениях и получать обратную связь, что способствует улучшению языковых и критических навыков.
Ключевые слова:
критическое мышление, мобильные технологии, иностранные языки, методы обучения
Мобильные технологии, как современные методы обучения детей, открывают новые возможности для нынешнего образования. Они служат вспомогательным инструментом при адаптировании учебного материала для учащихся, что делает обучение более увлекательным и эффективным. Развитие критического мышления через такие технологии имеет особую актуальность, поскольку формирование навыков синтеза, анализа и оценки через мобильные технологии играет важную роль в становлении полноценным членом общества.Критическое мышление – это способность индивида анализировать, оценивать и по-своему интерпретировать информацию, что в условиях цифровизации, глобализации и информационного перенасыщения является важным аспектом образовательного процесса. Потому в контексте обучения иностранному языку способность критически мыслить играет важную роль, помогая учащимся не только овладеть компетенциями в аудировании, чтении, говорении и письме, но и использовать ее для более глубокого и объективного понимания окружающего мира и эффективной межкультурной коммуникации.Ключевыми элементами критического мышления, по мнению Шакировой Д.М., являются анализ, синтез, оценка информации и рефлексия. Поэтому активные взаимодействия с текстами, групповая работа и обсуждение, интерактивные задания, аудиозаписи и видеоматериалы помогают сформировать и развить эти навыки [2].Сама методика преподавания иностранных языков, по мнению Бредихиной И.А., должна включать все виды речевой деятельности – это чтение, письмо, аудирование и говорение. Каждое из этих направлений предоставляет возможности для анализа и оценки информации. Например, рассмотрим говорение и письмо. Достаточно эффективным методом развития аналитических способностей является организация дискуссий и дебатов, где ученики могут тренировать спонтанную, но при этом аргументированную речь, через обсуждение актуальных тем и выражение личного мнения. Для повышения интереса у учеников можно предложить им поучаствовать в дискуссиях на специальных интернет-форумах или в социальных сетях, где ключевыми навыками для развития станут письменная речь, умение формулировать свое мнение и аргументировать его. Также важно подготовить учащихся критически относится к любой информации на данных интернет-ресурсах [1, 42].Мобильные технологии также открывают возможности для совместной работы над проектами, которые, в свою очередь, формируют умение работать в команде, планировать и распределять задачи, принимать коллективные решения. Ученики могут работать над докладами, связанными с культурой англоязычных стран, что требует тщательного отбора информации из интернет-ресурсов, хороших аналитических способностей и представления результатов своих исследований [1, с. 56].Также использование онлайн-ресурсов, таких как видеоуроки и интерактивные платформы, может значительно повысить интерес учащихся к изучению языка и стимулировать критическое мышление учеников через решение проблемных задач и анализ ситуаций, требующих логического и креативного подхода. В исследовании Джан И. и Хуан Г. рассматриваются современные тенденции и вызовы, связанные с использованием мобильной технологии в обучении языкам [4]. Авторы подчёркивают, что мобильные технологии предоставляют уникальные возможности активного самостоятельного обучения. Например, студенты могут работать в группах над написанием и редактированием текстов в реальном времени с помощью таких приложений, как «Google Docs». Также можно использовать мобильные устройства для создания видеороликов или подкастов на заданные темы, что не только развивает языковые навыки, но и требует критического подхода к выбору информации, её представлению и структурированию. Приложения и платформы, такие как «Duolingo», «Quizlet», «Kahoot!» или «Quizizz», помогают ученикам обучаться через игровые механики, а преподавателям позволяют проводить интерактивные занятия, где студенты должны быстро воспринимать информацию и в условиях ограниченного времени выдавать решения. Мобильные приложения для общения также могут быть использованы для организации обсуждений на актуальные темы. Учащиеся должны обосновывать свои мнения и критически оценивать аргументы других участников. В свою очередь преподаватели могут использовать мобильные платформы для предоставления обратной связи, что позволяет обучающимся анализировать свои ошибки и улучшать языковые и критические навыки.Ещё один способ стимулирования критического мышления это чтение аутентичных текстов – материалов, созданных носителями языка для реального общения [3, 99]. Учащиеся могут использовать статьи, эссе или художественные произведения на иностранном языке для обсуждения их содержания, поскольку важно задавать вопросы, которые требуют глубокого анализа. Доступ к разнообразным информационным интернет-ресурсам (новостным сайтам, блогам, научным статьям) предоставляет учащимся уникальные возможности и развивает в них навык критически мыслить и отличать надежные и ненадежные источники информации. Работа с контекстом при использовании словарей или приложений для перевода способствует глубокому осмыслению прочитанного и развитию аналитических способностей, поскольку такой вид деятельности позволяет исследовать конкретную ситуацию, представленную в тексте.Таким образом, использование мобильного обучения в преподавании иностранного языка открывает новые горизонты для развития критического мышления у учащихся. Интеграция технологий не только делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, но и формирует навыки, необходимые для успешного анализа и оценки информации в современном мире.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Бострикова Ю.С., Сибгатуллина А.А. МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 473 - 477. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20661 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*