'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 75

Просмотры  302 просмотров

Захарова Н.А.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе представлены особенности формирования лексических навыков у младших школьников, требования, необходимые для эффективного обогащения словарного запаса на уроках английского языка.   

Ключевые слова:
обучение лексике, лексические навыки, младшие школьники   


Лексика – неотъемлемая часть речевого общения, которая взаимосвязана с фонетикой и грамматикой. Формированием лексических навыков у детей интересовались А. Р. Лурия, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов. Ученые в своих трудах констатировали, что лексический навык представляет собой автоматизированное действие, формирующееся в процессе речевой деятельности, в структуру которого входят [1]: звуковая форма лексической единицы (основные последствия плохого усвоения лексической единицы – неправильное воспроизведение фонетического образа слова, смешивание близких по звучанию фонем, искажение фонетической структуры), операции по выбору лексической единицы (основные последствия плохого владения операциями по выбору нужной лексической единицы – трудности при подборе слова, затруднения в общении), операции по сочетанию лексических единиц (основные последствия плохого владения операциями сочетание лексических единиц – трудности в общении, трудности включения новых лексических единиц в известные грамматические структуры, сложности в комбинировании новых лексических единиц с усвоенными), речевая задача (основные последствия избегания учёта речевых задач – трудности в использовании лексических единиц в процессе общения). Лексические навыки возможно сформировать при соблюдении ряда условий: комбинирование новых лексических единиц с грамматическими и лексическими структурами, усвоенными ранее, функциональное состояние лексики, самостоятельно при оформлении высказываний, актуализация личностного смысла языка, комплексный характер усвоения лексических единиц, учет зрительной, моторной памяти, потребность в употреблении новых лексических единиц, совокупность мыслей, активизация мыслительной деятельности для продуктивного усвоения новых лексических единиц, ведущая роль функции – употребление в речи в процессе выражения собственных мыслей и восприятие высказываний собеседника, отбор и организация новой лексики, непроизвольность запоминания, усиленная мотивация в процессе усвоения, управляемость, употребление новых лексических единиц в разных ситуациях. Лексические навыки — это автоматизированный самостоятельный механизм адекватного воспроизведения лексических единиц, сочетающихся с другими единицами, формирующийся в процессе в речевой деятельности, направленный на: выполнение ряда действий и операций вызова слов из долговременной памяти, соотнесение слов с другими лексическими единицами, включение слов в речевую цепь. Лексический навык - это овладение младшими школьниками правил сопоставления определенной лексической единицы с лексемами в тематических группах, с синонимами и антонимами, точными определением семантики лексической единицы, соотнесенностью значения со синонимичными или антонимичными значениями сравниваемых лексем, усвоение правил конкретного словообразования и сочетания, овладение правилом выбора и употребления слова в тексте высказывания в грамматической и стилистической структуре.Методисты выделяют два подхода обучения говорению «снизу вверх» и «сверху вниз». Поход «снизу вверх» означает последовательное систематическое овладение речевыми действиями разного уровня с последующим их комбинированием и объединением. Такой подход приводит к включению обучающихся в речевом общении. Подход «сверху вниз» предполагает освоение образцами речевых высказываний через неоднократное воссоздание готового монолога, диалога, которые выступают образцом для создания собственных высказываний. После этого начинается этап видоизменения и варьирования лексического содержания эталона, тренировка использования элементов и самостоятельное создание похожих высказываний. Данный подход помогает овладеть стандартными фразами.Всего выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности младших школьников [2]: произносительный (произношение звуков, работают над техникой речи, учат детей правильно дышать и ставят четкую дикцию, работают над усвоением орфоэпических норм русского литературного языка, совершенствование интонации), лексический (отвечает за количественное накопление в памяти слов с пониманием их значений, за быстрый подбор слов и включение их в предложения и текст), грамматический (формирование навыка построение синтаксических конструкций).Основными источниками обогащения словаря младших школьников являются: [2] речевая среда в семье, среди друзей, речевая среда (книги, газеты, радио, телевидение), учебная работа в школе, словари и справочники. Младшие школьники обогащают словарный запас посредством общения. Учитель формирует у младших школьников лексические навыки по следующим лексико-семантическим темам [3]: работа с синонимами, омонимами, антонимами, паронимами, со словами иноязычного происхождения, с устаревшими словами, с многозначными словами, со словами, имеющими оттенки значения, с новообразованными словами, с фразеологизмами, с тропами, составление тематических групп слов. Происходит работа по формированию лексических навыков младших школьников по следующему механизму: обнаружение слова в тексте, заносят его в словарик, выполняют ряд упражнение с данным словом данной группы, вводят новое слово в свою речь.Помимо объяснения слова учитель должен обратить внимание на звуковой и графический образ лексической единицы, лексическую и грамматическую валентность, необходимо также проводить работу над словосочетаниями. Младшие школьники формируют такие лексические навыки, как: установление связей внутри словосочетаний, научатся фиксировать их на письме, научатся толковать значение словосочетаний вне предложения и в нем, научатся систематически изображать связи между словами в словосочетаниях, научатся составлять словосочетания разнообразных типов и тематики, научатся выбирать подчиненные слова по ассоциации, научатся выделять устойчивые сочетания, толковать их значение, употреблять в речи, научатся редактировать текст. Таким образом, можно сказать, что работа учителя направлена на предупреждение и исправление речевых ошибок в словообразовании.Младшие школьники нуждаются в систематическом повторении слов. Учитель должен проводить данное повторение в четыре этапа: сразу после запоминания, через 20 или 30 минут, через день и через две или три недели. Как лучше воздействовать на запоминание детьми значений слов: у каждого учителя свои методы в этом плане. Методы ассоциации, связок, мест – главное присутствие ассоциативности. Лексический материал младших школьников закрепляется посредством языковых упражнений на базе слова, словосочетания, предложения. Данные упражнения должны быть направлены на имитацию, на идентификацию и дифференциацию, на подстановку, на трансформацию. Они могут быть конструктивными, условно – речевыми, речевыми, контролирующими.Младшие школьники, знакомясь с лексическим материалом на начальных этапах обучения, одновременно усваивают культурный, психолингвистический, грамматический и текстуальный аспекты языка. А. Н. Щукин привел следующие этапы формирования лексических навыков [3]: восприятия слова с созданием звукового образа, осознание значения слова, имитация слова, обозначение слова.Младшие школьники после ознакомления с алфавитом иностранного языка сразу переходят к наращиванию словарного запаса. Однако они не просто должны заучивать слова, а запоминают их при помощи беспереводной семантизации, иначе говоря, запоминают слова по схемам, иллюстрациям, фотографиям, таблицам. Абстрактные понятия младшие школьники запоминают при помощи словарей, группировок лексики, мимики, жестов, мнемоники. Обучение лексике должно начинаться с раскрытия значения слова. Через демонстрационные материалы можно вводить существительные, глаголы, прилагательные, числительные, личные и притяжательные местоимения, предлоги. Младшие школьники учатся произносить слова и одновременно их запоминают, при звукопроизношении учителю также нужно давать фонетические упражнения для отработки данного навыка. Младшие школьники учатся соотносить слова с тематическими и семантическими группами, определяют лексическое значение слова, овладевают правилами конкретного словообразования и словосочетания, умением выбрать и употреблять слова. Здесь «всплывает» перед педагогом третья проблема: младшие школьники неосознанно используют слова, непринятие тренировочных упражнений. Таким образом, к особенностям формирования лексического навыка младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку мы можем отнести особый механизм формирования понятий в сознании младшего школьника: ознакомление с функцией слова, его значением и признаками, тренировка и усвоение слов, использование новых языковых явлений в речи.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Захарова Н.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 523 - 528. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20669 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20669



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.