'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 79

Просмотры  167 просмотров

Лесовец Ю.С.

  


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
статья посвящена развитию личностного потенциала младшего школьника во внеурочной деятельности. Обосновывается актуальность развития личностного потенциала младших школьников, приводятся определения личностного потенциала. Определены задачи внеурочной деятельности в начальной школе, а также представлены направления развития личностного потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.   

Ключевые слова:
личностное развитие, внеурочная деятельность, начальная школа, социализация, младший возраст, личность, общество   


Вопрос развития личностного потенциала младших школьников занимает ключевое место в современной педагогической науке и практике. Внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных способов формирования личных качеств ребенка и его компетенций. Важность данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, младший школьный возраст характеризуется повышенной пластичностью и восприимчивостью психики, что делает этот период оптимальным для развития личностного потенциала. Второй момент связан с общественными запросами на формирование полноценной личности, способной к адаптации в динамично изменяющемся мире. Следующий аспект заключается в том, что традиционное учебное время часто ограничивается рамками учебной программы, не оставляя пространства для раскрытия индивидуальных способностей и интересов детей, а внеурочная деятельность предоставляет именно такую возможность, стимулируя разностороннее развитие.Тема раскрытия личностного потенциала младших школьников на занятиях, которые выходят за рамки обычного урока, становится особенно актуальной в контексте расширения возможностей для самовыражения учащихся. Подобные занятия не только позволяют детям более свободно проявлять свои таланты, но и способствуют развитию важных социальных навыков, критического мышления и самостоятельности.Изучение методов, направленных на развитие личностного потенциала в контексте внеурочных занятий, находит подтверждение в практическом опыте специалистов, которые отмечают, что раннее включение детей в процессы активного и созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми влияет на их общее развитие и будущую успешность. Кроме того, это помогает ребенку приобрести ценные жизненные навыки, которые будут способствовать его гармоничной интеграции в социум.Изучение понятия потенциала личности представляет собой многогранный вопрос в современной научной сфере и не поддается унифицированной интерпретации. Ученые анализируют данный термин с различных точек зрения, и дискурс о потенциале личности охватывает множество областей знаний. Каждый человек сталкивается на своем жизненном пути с разнообразными преградами и проблемами. Именно череда этих жизненных испытаний становится катализатором, раскрывающим способности личности, в случае, когда она способна преодолевать внутренние и социальные барьеры [1, c. 28]. С точки зрения философии, потенциал личности представляет собой внутреннюю силу, которая побуждает человека действовать и развиваться. Однако многие из людей лишь частично задействуют свой внутренний резерв и даже не догадываются о своих скрытых возможностях, которые могли бы проявиться в других обстоятельствах [2, с. 121].Социологическая наука рассматривает потенциал личности как набор духовных и материальных ресурсов, которые способствуют достижению индивидом его целей. Л.С. Выготский представлял личность как целостную психологическую функцию, и подчеркивал важность произвольности в психических процессах индивида. Концепция Л.С. Выготского разделяет уровень имеющихся навыков и способностей - зона актуального развития, с теми областями, в которые человек может расти и развиваться - зона ближайшего развития. Обе области представляют собой перспективы улучшения и потенциального углубления компетенций. Чтобы перейти из зоны актуального развития в зону ближайшего развития, требуются не только желание и мотивация, но и внутренняя готовность к достижениям, которую необходимо развивать у каждого индивида.Г.В. Осипов в свою очередь расширил понимание социального качества личности, рассматривая его как совокупность качеств, формирующихся в результате социального взаимодействия. Так, социальное качество личности включает мотивацию, общественную роль, жизненные и моральные убеждения, соблюдение человеком общепринятых норм и законов, интеллект, образование, а также особенности психологического профиля и способность к быстрому самостоятельному принятию значимых решений [6, с. 259].Таким образом, для полноценного раскрытия личностного потенциала необходим гармоничный синтез внутренней мотивации и готовности индивида с социальным качеством, которое проявляется в умении действовать в рамках социальных отношений и возможностей.Потенциал личности является уникальной системой, которая включает в себя комплекс внутренних и внешних характеристик, обеспечивающих широкий выбор траекторий личностного роста и развития. Личностные особенности служат инструментарием для достижения целей, установленных самим человеком. К внешним ресурсам, способствующим развитию потенциала, относят взаимодействие с другими людьми, доступ к материалам, участие в явлениях и событиях окружающей среды. Внутренние ресурсы каждого индивида включают его личные убеждения, моральные и этические ценности, а также уникальные способности и навыки и являются фундаментом, на котором ведется постоянная работа по саморазвитию и самосовершенствованию в различных аспектах жизни [3, с. 287].Развитие личностного потенциала младших школьников осуществляется не только на уроках в школе, но и во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Задачи внеурочной деятельности следующие:1. Формирование благоприятной адаптации к школьной среде – внеурочная деятельность создает условия для более мягкого и вариативного перехода детей от домашнего обучения к системе школьного образования.2. Снижение учебной нагрузки – организация образовательного процесса с возможностью перераспределения учебных нагрузок позволяет ученикам получать знания без чрезмерного стресса и утомления.3. Стимулирование развития личности ребенка – дополнительные внеурочные мероприятия и программы способствуют всестороннему развитию детей, открывая новые горизонты для их креативности, инициативы и самопознания.4. Учет индивидуальности – признание и поддержка уникальности каждого ребенка в образовательном процессе позволяет реализовывать персонализированный подход и уделять внимание конкретным потребностям и способностям каждого учащегося [4].Таким образом, внеурочная активность в начальных классах не просто дополняет школьную программу, но и играет важную роль в создании благоприятной обучающей среды, влияя на эффективность образовательного процесса и благополучие учеников.Основой развития личностного потенциала во внеурочной деятельности служат игровые методики, которые могут открывать новые возможности для коммуникативных и логических навыков детей, в то время как кружки и секции способствуют открытию и развитию их личных интересов и талантов. Важным элементом являются экскурсии, благодаря которым ученики приобретают новые знания об окружающем мире и культуре, что стимулирует их познавательный интерес.Также, использование метода проектов заставляет детей погружаться в решение реальных задач, развивает их исследовательские способности и креативность. Дидактические игры и интерактивные упражнения задействуют учащихся в активном обучении и содействуют лучшему усвоению материала. Например, мозговые штурмы и ролевые игры помогают ребятам учиться в команде, решать конфликты и развивать социальные навыки [5, с. 93].Творчество также занимает важное место в развитии младших школьников, оно может проявляться через рисование, создание литературных произведений или участие в театральных постановках, поскольку творческая деятельность способствует развитию воображения, но и помогает выражать чувства и мысли. Внеурочная деятельность также может включать дискуссии и мероприятия, направленные на морально-этическое воспитание, в ходе которых дети учатся ценить дружбу и справедливость, а также развивать другие важные морально- нравственные ценности. В целом, все эти подходы взаимодействуют, создавая обогащенную среду, которая способствует всестороннему и гармоничному развитию личностного потенциала каждого ребенка в поддерживающей образовательной среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лесовец Ю.С. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 560 - 566. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20673 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20673



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.