'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 81

Просмотры  265 просмотров

Михайлова В.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросам формирования навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста. Обоснована важность обучения детей начальной школы навыкам выразительного чтения, представлены требования, которые предъявляются в каждом классе по формированию навыка, а также описаны методики с помощью, которого формируется навык выразительного чтения у младших школьников.   

Ключевые слова:
формирование, навык, выразительное чтение, учащиеся, преподаватель, слушатель   


Обучение выразительному чтению - это ключевая составляющая методологии, направленной на развитие у учащихся навыка передавать эмоции и особенности текста, что особенно важно в младших классах, где чтение служит важным основанием для психологического, эмоционального и интеллектуального роста детей. В процессе изучения литературы учитель использует разнообразные подходы и инструменты, которые помогают ученикам овладеть искусством выразительности и погружения в текст, что позволяет им лучше ощущать и понимать интонационные, художественные и чувственные аспекты литературных произведений, независимо от их сложности.Целью такого обучения является не только совершенствование техники чтения, но и формирование способности эмпатично откликаться на литературный язык, оживляя письменное слово через своё индивидуальное восприятие [1, с. 233].Методическая наука давно занята поисками путей формирования выразительности чтения юных читателей. М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бондаренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями начальной школы. Система обучения чтению художественных произведений рассматривает выразительное чтение как обязательный компонент уроков литературного чтения [2, с. 213].Изложение основного материала. В рамках выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ученики начальных классов учатся глубокому взаимодействию с текстом, что предполагает не только понимание прочитанного, но и развитие навыков критического анализа и самооценки собственных знаний. Ученикам предстоит научиться формулировать свое мнение по поводу текста, аргументировать суждения о его содержании, а также оценивать языковые особенности и структуру материала. Они учатся анализировать иллюстрации и их значение в контексте текста, а также с опорой на собственные знания и жизненный опыт отличать достоверную информацию от недостоверной, определять пробелы и искать пути их заполнения. Важной частью обучения является также участие в образовательном диалоге и обсуждении текстов.На протяжении всего обучения в начальной школе выразительному чтению, применяются различные методы для закрепления и усовершенствования данного навыка. В начале обучения уделено внимание освоению целостного чтения слов и словосочетаний, что является фундаментом для дальнейшего формирования навыка выразительного чтения. Позже, в фокусе внимания оказываются приемы интонационного оформления предложений, что помогает детям читать бегло, а также вводится техника чтения про себя, с последующим воспроизведением содержимого [4, с. 331].Со временем учащиеся осваивают эффективные способы чтения для понимания и интерпретации текста, а также правильного произношения слов и предложений. Изучаются различные типы чтения, включая выборочное, ознакомительное и изучающее, которые используются в соответствии с поставленной задачей. Параллельно с освоением быстрого осознанного чтения в школе ведётся работа по развитию способности анализировать прочитанное, делать обобщения и выделять основные мысли. Умение выразительно читать также является предметом обучения, что обогащает умение ребенка воспринимать и передавать смысл текста.Выразительное чтение является значимым инструментом, позволяющим передать глубину и богатство идейно-образного содержания текста через его громкое прочтение, будь то чтение наизусть или непосредственно с книги. Данный процесс не просто отражает уровень понимания прочитанного учеником, но и является показателем его способности сознательно взаимодействовать с текстом, раскрывая смысл и эмоциональную окраску.Чтобы добиться настоящей выразительности, необходимо следовать определённым критериям, включая достаточную громкость голоса и чёткость произношения, умение грамотно работать с паузами и ударениями для ясной передачи мыслей автора, а также способность выразить настроения, чувства и характеры персонажей. Более глубокая, полная и яркая передача содержания текста и его художественных характеристик отличает профессиональное искусство художественного чтения от выразительного чтения, хотя оба варианта имеют много общего. Для достижения необходимого уровня выразительности, чтец должен овладеть рядом основных навыков произносительной культуры: голос должен быть настроен правильным тоном и силой, звучание высказываний - тембром, а речь -соответствующим ритмом и темпом с уместными паузами. Мелодичность тона, порой повышающегося, порой понижающегося, в паре с логическими и последовательными ударениями, придаёт чтению особую интонационную выразительность. Поддерживается всё это общей техникой речи - дикцией, контролем дыхания и точным соблюдением орфоэпических норм [5, с. 13].Требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе представлены в таблице 1.Таблица 1. Требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе.С первого класса, школьные программы включают в себя развитие умения выразительного чтения. К упражнениям для достижения этой цели относится чтение слогов с разными интонациями и их пение с изменением высоты голоса. Такие упражнения являются подготовительным этапом к освоению навыков выразительного чтения [5, с. 17].Т. Ф. Завадская в своём методическом пособии «Методика выразительного чтения» выделяет ключевые принципы для начального обучения этому виду чтения:1.Ученики должны чётко понимать смысловую нагрузку текста и его идею, чтобы верно передать информацию слушателям.2.Требуется подлинное участие студентов в содержании текста, их отношение должно быть живым и искренним.3.Чтение произведения проводится с активной стремлением сообщить точное содержание: от деталей и событий до описаний природы, так чтобы аудитория могла адекватно понять и оценить прочитанное.4.Разнообразные виды чтения используются на протяжении всего учебного процесса, включая демонстрационное чтение учителя, повторение различных фрагментов текста, прослушивание аудиозаписей с качественным выполнением художниками, показательные чтения самыми успевающими учениками.Кроме того, применяется система общепринятых символов и знаков для разметки текста в целях четкого его интонационного оформления, которые помогают младшим школьникам правильно интерпретировать и выделять важные элементы в речи, структурировать текст, обозначать паузы и выделить ключевые идеи.Чтобы младшие школьники успешно овладели искусством выразительного чтения, важно регулярное включение в учебный процесс особых методов и упражнений. Такие занятия должны направляться на развитие навыков контроля за дыханием, на выработку способности делать логическое ударение в предложении, научить детей менять громкость своего голоса, правильно использовать интонацию, делать паузы и регулировать скорость чтения. Основа этих упражнений - работа с речевым дыханием, которую можно эффективно проводить, используя слоговые упражнения.Таким образом, развитие умения выразительного чтения у младших школьников - комплексный процесс, требующий навыков не только в области правильного дыхания, логического ударения и интонации, но и в общей умственной и физической готовности детей. Систематические упражнения на дыхание, сочетаемые с движением, помогают укрепить эти навыки и делают процесс чтения более живым, эмоционально окрашенным и предназначенным для передачи глубокого смысла и настроений автора текста [3, с. 71].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Михайлова В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 573 - 579. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20675 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20675



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.