'
Парамонова А.Г.
ВИДЕОВИКТОРИНА В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» И «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДМШ И ДШИ *
Аннотация:
в работе рассматривается видеовикторина как актуальная форма работы на уроках музыкальной литературы и слушания музыки в ДМШ и ДШИ. Ее востребованность, актуальность, тематика.
Ключевые слова:
видеовикторина, электронные ресурсы, методика
Огромную роль в понимании музыкального произведения играет запоминание тематического материала, которое осуществляется в форме разнообразных викторин. Викторина – это занимательный и, в тоже время, точный метод изучения музыки. Понятие «викторина» впервые появилось в 1928 г. в московском журнале «Огонек». Викторина явилась коренной переработкой американской игры «Ask me another» (задавай мне другое). На вопросы в этой викторине следовало отвечать экспромтом. Благодаря такой игровой форме развиваются интеллектуальные возможности человека, расширяется диапазон его знаний, появляется умение быстро и точно ответить на вопрос. Применение викторин в музыкальной педагогике способствует решению основной учебной задачи – закреплению знаний. Музыкальная викторина – это обязательная часть каждого урока и самая простая проверка знаний. Такая форма работы выполняет не только дидактические задачи, но и становится занимательной формой обучения. Существуют разнообразные виды викторин:- по форме проведения – устные и письменные,- по направленности на достижение определенных дидактических целей и выполнение различных дидактических задач музыкальные викторины подразделяются на обучающие, эвристические, игровые и занимательные.К виду викторин относятся также любые формы узнавания музыки, связанные с неформальной обстановкой и предполагающие момент соревновательности, проявления индивидуальности участников, например, в формате музыкальной гостиной или семейной викторины. Викторина может быть как частью учебного процесса, так и частью внешкольной деятельности, беря на себя воспитательно-просветительскую роль.Одной из форм викторины становится видеовикторина. Это одна из актуальных и интересных форм в мультимедийных образовательных ресурсах на уроках музыкальной литературы и слушания музыки. Использование видеоресурсов в современной практике преподавания востребовано, необходимо и соответствует доминированию зрительного восприятия у современных детей. Формат видеоресурсов, используемых на уроках, очень разнообразен:- видеозаписи концертов и спектаклей,- фильмы о композиторах,- музыкальные мультфильмы,- файлы, в которых видеоряд сопровождает звучание музыки,- видеотеатр, видерконцерт,- видеоклавир,Задачи видеоресурсов находятся в русле общепедагогических и особенных задач на уроках музыкальной литературы и слушания:- развитие образного, ассоциативного мышления,- усиление восприятия учащимися учебной информации,- закрепление знаний и умений,- расширение спектра методов и форм проведения занятий с обучающимися,- появление новых форм работы с обучающимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ,- обеспечение роста, успешности и результативности обучения на уроках музыкальной литературы,- развитие творческого мышления.Сложно однозначно сказать, когда точно появилась видеовикторина. Интерактивные телевикторины появились в начале 2000-х годов. А в 2021 году группа компаний «Просвещение» совместно с проектом «ГЕРОИ» подготовила историческую видеовикторину «Великая Отечественная война. Что? Где? Когда?» ко дню памяти — 22 июня 2021 года. Таким образом, видеовикторина это завоевание XXI века. В педагогической же практике ДМШ и ДШИ она закрепилась благодаря методике и активной популяризации медиаресурсов выдающегося преподавателя-теоретика Т. А. Боровик. Формат видеовикторины в современной практике стал неотъемлемой и уже традиционной частью преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Видеовикторины используются для проверки знаний, усвоения новой информации и закрепления пройденного материала, в текущих уроках и в качестве части экзаменационной работы по музыкальной литературе. Они могут быть адаптированы для различных уровней образования, от начальных классов до университета.Тематика видеовикторин ограничивается лишь кругозором и фантазией преподавателя – разработчика. Видеовикторины могут быть посвящены фильмам, музыке, истории и другим областям искусства в зависимости от уровня сложности и целевой аудитории. Возможные темы:- Угадай мелодию по предложенному фрагменту (варианты: угадай мультфильм, угадай фильм),- Угадай инструмент, который скрыт, по звучащему тембру,- Угадай жанр,- Найди ошибку (варианты: путаница между слышимым и видимым, например, жанровая путаница или тембровая путаница и т.д.),- Угадай композитора или его произведение,- Угадай слова из вокального произведения, скрытые в звучании,- Угадай произведение (композитора) по измененному фрагменту звучания (например: реверсивное воспроизведение, наложение дополнительных шумовых эффектов или одного произведения на другое,- Угадай произведение (композитора) в стилевой аранжировке (джаз, рок, фолк и т.д.).В общем всех вариантов и не перечислить. Предлагаю возможные варианты видеовикторин, которые уже прошли апробацию на практике и подтвердили свою востребованность, оставив положительные отзывы и восторженные эмоции у участников:- «Композиторы и кино». Определи произведение по звучащему фрагменту.«Легенды рока». Определи исполнителя или группу по звучащему фрагменту.«Классика в мультфильмах». Определи композитора и произведение.«Песни победы в кинофильмах». Определи фильм по фрагменту звучащей песни.На сегодняшний день использование видеоресурсов - неотъемлемая часть методики преподавания музыкальной литературы и слушания музыки. Можно сказать, что видеоресурсы, с одной стороны, облегчают работу преподавателя, а с другой – обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования и профессионального роста. В целом видеовикторины – это универсальная форма, сочетающая визуальную информацию и интерактивность, что делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Парамонова А.Г. ВИДЕОВИКТОРИНА В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» И «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДМШ И ДШИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 606 - 612. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20678 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*