'
Романова В.Д.
ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье рассматривается актуальная проблема становления учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге, т.к. основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности человека.
Ключевые слова:
диалог, речь, образование
Диалог для ребёнка является первой школой овладения родным языком, родной речью. Через диалог ребёнок усваивает все стороны родного языка: фонетику, лексику, грамматику.В диалоге развивается фонематический слух: ребёнок осваивает правильное звукопроизношение, что влияет на дикцию.Диалог также является прекрасной школой общения, как принято говорить, социализации. Через диалог ребёнок познаёт окружающую действительность, знакомится с миром людей, животных, растений. Именно в диалоге малыш черпает полезную для себя информацию, необходимую для умственного развития.Как пишет исследователь детской речи Н.А. Стародубова, «в недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь.» [Стародубова, 2007, с.53]. Таким образом, трудно переоценить роль диалога в гармоничном развитии личности ребёнка.Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, на которых в этом параграфе нашего исследования остановимся подробнее. При рассмотрении данного вопроса будем придерживаться той возрастной периодизации, которая изложена в трудах ведущих отечественных детских психологов и физиологов.Речь ребёнка появляется в раннем детстве, и мы знаем, что она чаще всего носит ситуативный диалогический характер, обусловлена практической деятельностью, связана со взрослыми.Речь детей этого периода хорошо изучена известным учёным Д.Б. Элькониным. Он отмечает, что речь маленьких детей представляет собой ответы на задаваемые взрослым вопросы, или вопросы к взрослым в связи с возникающими в процессе жизнедеятельности затруднениями. Также малыши задают взрослым вопросы, чтобы узнать названия предметов, явлений и т.п., т.е. при знакомстве с окружающей их действительностью. Вопросы из уст малышей звучат и тогда, когда они требуют удовлетворения тех или иных потребностей, например, потребности в еде или когда хотят погулять, или поиграть.Таким образом, можем сказать, что ранний период речевого развития детей носит в основном вопросно-ответный характер. Но к концу периода речь детей усложняется и возникают новые формы диалогической речи. Ребёнок уже не только задаёт вопросы или отвечает на заданный вопрос короткими репликами, но и выражает в своих высказываниях чувства о ком-либо или о чем-либо, даёт оценку чему-либо, согласовывает с кем-либо свои действия, вступает в беседу со взрослыми и т.д.Диалогическая речь детей прежде всего развивается в общении со взрослыми, в беседе с ними. Об этом аспекте речевого развития детей имеется интересная работа исследователя в области возрастной психологии и психологии развития Антонины Григорьевны Рузской. Она провела наблюдения, как меняется отношение детей к беседе со старшими по мере их взросления. По наблюдениям А.Г. Рузской, если дети 2-3 лет любят беседовать со взрослыми, то у детей 3-4 лет отсутствует желание беседовать. Дети 4-5 лет спокойно поддерживают беседу, а дети 5-6 лет получают удовольствие от разговора со взрослыми. А большинство детей 6-7 лет даже сами выбирают тему для разговора, проявляя инициативу в беседе и испытывая от неё огромное удовольствие [Рузская, 1974].К младшему дошкольному возрасту диалог занимает значительное место в детской речи. Исследованию этого периода речевого развития детей посвящена статья «Некоторые особенности диалога маленьких детей» известного румынского лингвиста Татьяны Слама-Казаку. Кратко перечислим особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста, которые выделила исследовательница:в речи детей появляются кроме простой формы обращения просьбы, приказы, жалобы, запреты,обращения произносятся с повелительной интонацией,диалог принимает различные формы: это либо простой разговор, либо беседа между несколькими детьми,отсутствует параллельность реплик, если в диалог вступают только дети, а вот диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный, параллельный характер,реплики диалога просты и лаконичны, представляют ответ на заданный вопрос,постоянно меняется количество и состав участников диалога,если даже сохраняется неизменной группа участников, последовательность беседы может не сохраняться. [Слама-Казаку, 1961].Диалогическая речь старших дошкольников имеет свои особенности, которые выделили в своих исследованиях Н.Ф. Виноградова, А.В. Чулкова.Н.Ф. Виноградова к ним относит:«– неумение правильно строит предложение,– неумение слушать собеседника,– неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса,– неумение давать реплики,– частое отвлечение от поставленного вопроса,– невладение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.» [Приводится по: Стародубова, 2007, с. 55].Проблеме формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста посвятила свои труды Анна Валентиновна Чулкова.По её наблюдениям старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, структура их диалогической речи усложняется, диалог может включать несколько микротем и быть более длительным по времени, в диалоге встречаются разнообразные типы предложений, прямая речь. Однако имеются и недостатки: в основном диалог их пока малосодержателен. [Чулкова, 2002].Подытоживая сказанное, следует отметить, что младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами обучения диалогу, основные диалогические умения дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, развивают и совершенствуют навыки диалогической речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. Роль педагога в обучении диалогу детей значима: он не только организует и направляет детей, но и сам должен быть носителем правильной диалогической речи.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Романова В.Д. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 613 - 617. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20679 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*