'
Рюмкина А.В.
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИСТОРИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
статья посвящена анализу истории онлайн-образования, его эволюции. Разграничены понятия «дистанционное образование» и «онлайн-образование». Рассматриваются ключевые технологии, сыгравшие значимую роль в развитии онлайн-образования.
Ключевые слова:
образование, онлайн-курсы, интернет, онлайн-образование, дистанционное обучение, история
Согласно Инчхонской декларации ЮНЕСКО, к 2030 г. странами мира должен быть обеспечен равный доступ к образованию. Лучше всего этой цели отвечает дистанционное образование в виду таких его преимуществ, как демократичность и дешевизна. «Онлайн-образование сейчас – это инструмент получения дополнительных компетенций и переквалификации специалистов. Для образовательных организаций – дополнительный источник дохода и инструмент развития» [2, С. 59].Понятие «онлайн-образование» часто ассоциируется с понятием «дистанционное образование», однако некоторые исследователи склонны различать эти термины и не безосновательно [6, С. 75]. Дистанционное образование — это более обобщающее понятие, которое охватывает различные формы обучения на расстоянии. Онлайн-образование, в свою очередь, подразумевает использование Интернета для обучения. Хотя иногда эти термины используются взаимозаменяемо, между ними могут быть различия, связанные с типом обучающей среды и методами доставки материала.Под онлайн-образованием (e-learning, online-learning) понимают одну «из форм дистанционного обучения» [3, С. 199]. В формате онлайн-образования могут быть доступны несколько различных вариантов обучения: учитель-ученик или же самостоятельное обучение – прослушивание аудио-или видеолекций – в любое удобное время в любом нужном темпе. Благодаря онлайн-обучению учащиеся могут превратить любое место, где есть доступ в Интернет и электричество, в классную комнату. Онлайн-образование может включать в себя аудио, видео, текст, анимацию, виртуальную учебную среду и живые чаты с преподавателями. Этот формат обучения обеспечивает погружение в образовательную среду и гибкость, позволяя совмещать учебу с работой.Основное отличие между онлайн- и дистанционным обучением заключается в использовании интернет-технологий в онлайн-обучении. История онлайн образования насчитывает несколько десятилетий, и актуальность этой темы возрастает в условиях быстрого технологического прогресса и изменения потребностей общества. Цель данной статьи — проследить эволюцию онлайн образования, выявить ключевые этапы его развития и кратко обсудить современные тенденции онлайн-образования.Онлайн-образование берет корни в дистанционном обучении, которое, по данным исследователей [4], возникло в XVIII в. Одним из первых шагов в данной области стало использование почты, по которой студентам рассылали учебные материалы. Важную роль в развитии дистанционного обучения сыграл Исаак Питман.В 1856 году Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт основали институт заочного обучения в Берлине, продолжая практику почтового обучения. Первые заочные школы в США появились в 1873 году, среди которых было общество Тикнор, обучавшее женщин на расстоянии. Университет Чикаго стал в 1892 году первым на расстоянии в США, а в 1899 году Королевский университет Канады начал дистанционные занятия.Развитие технологий в XX веке ускорило процесс дистанционного образования: с 1922 для обучения стало использоваться радио, с 1950-х гг. – телевидение, с 1965 г. – телефон.Впервые онлайн-обучение было апробировано в Университете Иллинойса в 1960 г. Университет Торонто считается первым учебным заведением, которое начало проводить полноценные онлайн-курсы [3, С. 197]. В 1969 году в Великобритании был основан Открытый университет, который до сих пор является одним из мировых лидеров в области онлайн-образования. В 1976 году в Калифорнии открылся первый виртуальный колледж.Другими старейшими центрами дистанционного обучения в Европе являются французский национальный центр дистанционного обучения (CEND), основанный в 1969 г., Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (1972), Балтийский университет (BU) (1947).В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Министерства образования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования [1].С начала 1990-х гг. началось массовое внедрение онлайн-курсов, благодаря первым образовательным платформам, таким как OpenCourseWare и Coursera, которые предоставили доступ к университетским курсам в онлайн-формате. Появление технологий видеоконференций и LMS (Learning Management Systems) существенно изменило форму обучения.С началом XXI века онлайн образование стало развиваться стремительными темпами, значительно расширив свои границы. С 2000-х годов наблюдается бум онлайн-ресурсов: электронные книги, видеоматериалы, интерактивные курсы стали общедоступными. К 2012 году появился новый подход к обучению – МООК (массовый открытый онлайн-курс), такие как Coursera, edX, Udacity и пр. Многие традиционные учебные заведения начали предлагать онлайн-программы, что способствовало легитимации дистанционного образования и расширению его аудитории.Во многом развитию онлайн-образования на современном этапе способствовала пандемия COVID-19, когда резко увеличился спрос на онлайн-образование. Довольно быстро этот вид обучения стал общепринятым и в настоящее время только набирает обороты. Так, по данным исследований, в России в 2021 году в онлайне обучение прошли 18 млн. человек, траты на это дополнительное образование составили 226 млрд. рублей [5].Таким образом, онлайн-образование имеет сравнительно не большую историю, однако оно уверенно завоевало популярность засчет своих преимуществ по сравнению с очным образованием. Во многом этому также поспособствовали события 2019 года. В условиях постоянных изменений, связанных с технологическими инновациями и требованиями общества, онлайн-образование продолжает развиваться, открывая новые горизонты для студентов и обучающих организаций. Несмотря на вызовы, перед которыми стоит онлайн-образования, перспектива его дальнейшего развития весьма обнадеживает, позволяя обеспечить равный доступ и качество образования. Будущие усилия должны быть направлены на повышение качества онлайн-программ, внедрение новых технологий и методов обучения.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Рюмкина А.В. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИСТОРИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 618 - 622. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20680 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*