'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 91

Просмотры  162 просмотров

Фаткуллина Д.А.

  


ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается понятие «имидж образовательной организации». Формирование положительного имиджа является в современных условиях одной из основных задач работы каждой организации. Формирование положительного образа образовательной организации обеспечивает достижение ею конкурентоспособности на основе достижения высокого уровня доверия со стороны членов внутренней и внешней целевой аудитории.   

Ключевые слова:
имидж, образовательная организация, планирование, педагогика   


Модернизация российского образования, изменение направлений развития образовательных организаций, возрастание конкуренции на рынке образовательных услуг определяют необходимость поиска новых способов повышения конкурентоспособности организаций и демонстрирования своих преимуществ. Любая образовательная организация в современных условиях стремится повысить свою привлекательность для целевой аудитории – именно эта деятельность выражается, в том числе, в создании и поддержании положительного и запоминающегося имиджа образовательной организации, все составляющие которого (местоположение, название, миссия, фирменный стиль, логотип, история, легенды, выдающиеся личности, сайт и другие атрибуты) должны использоваться таким образом, чтобы организация привлекала внимание, вызывала интерес у потребителей образовательных услуг, побуждала их к определенным действиям. [3, С. 13-21] Поэтому каждая образовательная организация, стремящаяся к непрерывному развитию и повышению своей конкурентоспособности, должна перевести решение задачи формирования ее имиджа в стратегическую плоскость и заниматься им на постоянной основе. Если своевременно не работать над этой задачей, то у представителей целевой аудитории все равно, так или иначе, сформируется собственное восприятие организации и предоставляемых ею образовательных услуг, однако далеко не факт, что такое восприятие будет положительным. Понятие «имидж» происходит от латинского «imago», который понимается как «образ, выраженное представление вещи». Таким образом, анализ определений термина «имидж» в современной научной литературе позволяет выявить существование множества определений данного понятия, а устойчивое, универсальное определение термина «имидж» отсутствует. Однако общим для всех из них является то, что в основе предлагаемых различными авторами трактовок лежит конструкт «образ». С данной точки зрения имидж организации представляет собой особый род нематериальных благ, ценность которого состоит в создании возможностей для увеличения материальных активов деятельности организации за счет формирования высокого кредита доверия со стороны представителей внутренней и внешней целевой аудитории. К первым относятся непосредственно сотрудники организации, весь персонал, ко вторым (внешней целевой аудитории) принято относить потребителей услуг, оказываемых организацией, и ее потенциальных деловых партнеров. Положительный имидж организации способствует формированию широкой сети деловых партнеров, стабильность состава рабочих кадров, что в итоге сказывается на рентабельности, ценности активов организации, а также положительной динамики ее деятельности при учете доходов. Положительный имидж организации также представляет собой необходимое условие отсутствия текучести кадров, набора высококомпетентных специалистов с богатым опытом работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности, с высоким уровнем образования. [1, С. 422-429]Особенностью имиджа, отличающего данное понятие от близкого ему по значению термина «деловая репутация» организации состоит в том, что имидж представляет собой конкретное позиционирование, идеальный образ, который выдвигает юридическое лицо об организации, ее деятельности и предлагаемых потребителем услугах. При этом, значимым для понимания сущности исследуемого понятия, является обстоятельство, состоящее в том, что такого рода позиционирование может объективно подкрепляться статистическими данными о прибыли, о стабильности и качестве деятельности компании, динамикой доходов и рентабельностью. Но точно также оно может и не подкрепляться данными показателями, тогда созданный имидж будет близок по своей сущности к рекламе организации, эффект от которой имеет временный и нестабильный характер. Особенностью имиджа организации является то, что данный конструкт представляет собой субъективное мнение потребителей услуг, что делает процесс его формирования неосязаемым и с трудом поддающимся оценке. Имидж организации складывается под воздействием множества внешних и внутренних факторов, среди которых применительно к образовательным организациям можно перечислить: известность данной организации в городе, в регионе, рейтинговые позиции, качество образования и успешность выпускников на дальнейших ступенях обучения, квалификация педагогического состава, уровень материально-технической базы деятельности организации, особенности ее инфраструктуры и другие. Для формирования позитивного имиджа организации необходимо учитывать следующие обстоятельства: [4, С. 172-176]- имидж организации должен соответствовать общей стратегии развития самой этой организации и ее человеческих ресурсов, - имидж организации должен соответствовать уровню или этапу развития, на котором она находится в данное время, - внутренний имидж организации должен соответствовать внешнему ее имиджу, - имидж организации должен соответствовать современному этапу развития общества, в котором она ведет свою деятельность, однако внутри организации необходимо проводить работу по возможным трансформациям имиджа в соответствии с потенциальными изменениями социокультурных и экономических условий. Таким образом, имидж организации представляет собой достаточно сложный конструкт, основанием которого являются представление различных субъектов социальных отношений о самой организации, особенностях и результатах ее деятельности. Формирование положительного имиджа является в современных условиях одной из основных задач работы каждой организации, не являются исключением и образовательные учреждения, также вынужденные работать в условиях повышения конкуренции и привлекать к себе внимание со стороны представителей целевой аудитории. Одним из основных условий эффективной и успешной деятельности современной образовательной организации является планирование собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества и государства. В соответствии с этим, особое значение принимает деятельность по формированию имиджа образовательной организации. Применительно к данной сфере деятельности организации, имидж может быть определен как специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса, который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям. [2, С. 80-86]Таким образом, формирование имиджа образовательной организации подчиняется общим принципам осуществления имиджеформирующей деятельности с учетом специфики работы такой организации и необходимости выстраивания ею взаимодействия с различными категориями потребителей образовательных услуг. Формирование положительного образа образовательной организации обеспечивает достижение ею конкурентоспособности на основе достижения высокого уровня доверия со стороны членов внутренней и внешней целевой аудитории, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшего качественного развития образовательной организации в условиях общественной поддержки ее деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фаткуллина Д.А. ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 657 - 662. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20685 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20685



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.