'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 92

Просмотры  185 просмотров

Шабанова А.В.

  


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию процесса социально-педагогического сопровождения адаптации младших школьников в условиях образовательного процесса начальной школы. Рассматриваются ключевые аспекты адаптации детей к новым условиям обучения, включая психологические, социальные и образовательные факторы. Особое внимание уделяется роли педагога и других специалистов в создании благоприятной среды для успешной интеграции ребенка в школьную жизнь. Анализируются современные подходы и методы поддержки учащихся, а также предлагаются практические рекомендации по организации эффективного социально-педагогического сопровождения.   

Ключевые слова:
адаптация, педагогическое сопровождение, социальная интеграция, поддержка учащихся   


Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio, означающего приспособление или прилаживание. Это понятие объясняется как процесс приспособления организма к условиям окружающей среды. Целью адаптации является поддержание полноценного функционирования систем, органов и психической организации человека при изменении условий жизни.Психологический аспект адаптации тесно связан с понятием социальной адаптации и характеризуется процессом приспособления личности к общественной жизни в соответствии с требованиями и нормами этого общества, а также собственными нуждами, мотивами и интересами.Социальная адаптация может проявляться в различных формах:Активная: здесь индивид стремится изменить окружающую его среду, чтобы она соответствовала его личным нормам и ценностям.Пассивная: человек принимает нормы и правила вновь обретенной социальной группы, стремясь пересмотреть свои устоявшиеся убеждения и социальные модели поведения.Адаптационно-адаптирующаяся: в этом случае, приспосабливаясь к новой социальной среде, индивид одновременно вносит в нее свои собственные элементы.В.М. Сафронова, исследуя социальную адаптацию, выделяет несколько уровней. Высший оптимальный уровень адаптированности предполагает, что личность наиболее эффективно взаимодействует в деятельности и общении. На высоком избыточном уровне адаптированности также наблюдается активное участие в деятельности и общении, но оно сопровождается значительными эмоциональными затратами. Низкий уровень адаптированности означает, что человек демонстрирует удовлетворительную активность и дисциплину, но имеет низкие оценки по реальному социометрическому статусу и плохо реализует свой внутренний потенциал. Наконец, уровень дезадаптации отражается в слабых результатах в учебе и дисциплине, малой общественной активности и низких параметрах социометрического статуса.Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.Понятие «готовность к школе» наиболее полно раскрыто в определении Л.А. Венгера. Он трактует его как совокупность знаний и навыков, включающую все необходимые компоненты с разнообразным уровнем их развития. Ключевыми элементами этой совокупности являются мотивация и личностная готовность, которые включают в себя «внутреннюю позицию школьника», а также готовность воли и интеллекта.Достижение целей психологической и педагогической поддержки осуществляется через основные функции: Информационная функция подразумевает всестороннее информирование заинтересованных сторон о формах и методах поддержки, затрагивая в первую очередь учителей, администрацию школы и родителей учащихся, участвующих в программе психологической поддержки. Это обеспечивает прозрачность процессов и содействует активному участию всех сторон, что согласуется с принципами открытого образования. Направляющая функция предусматривает координацию действий всех участников учебно-воспитательного процесса для удобства ребенка, при этом педагог-психолог выступает ведущей фигурой благодаря своей профессиональной компетенции. Развивающая функция задает вектор работы всех служб, участвующих в поддержке, превращаясь в службы развития личности ребенка. Учителя и другие специалисты применяют развивающие образовательные технологии, а педагоги-психологи проводят дополнительные развивающие занятия после уроков. Функция психолого-педагогического сопровождения поддерживается через профессионально-психологический и организационно-просветительский компоненты. Профессионально-психологический компонент реализуется через деятельность педагога-психолога, использующего интегрированный подход диагностики и коррекции.Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, направленные на содействие гармоничному вхождению ребенка в школьную жизнь:1. Подготовительная работа. Прежде чем начать процесс сопровождения, необходимо провести подготовительную работу. Она включает в себя сбор информации о каждом ребенке, например, его интересы, уровень подготовки и особенности темперамента. Этот этап позволяет педагогу более точно определить подходящие методы взаимодействия и поддержки детей.2. Внимание к эмоциональному состоянию. Адаптация к школе часто сопровождается стрессом, тревожностью и другими эмоциональными переживаниями. Педагогам важно уделять внимание эмоциональному состоянию каждого ребенка, поддерживая позитивный настрой и создавая атмосферу доверия и тепла. Организация регулярных доверительных бесед с детьми поможет выявлять и решать потенциальные проблемы на ранних стадиях.3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и успешная адаптация требует индивидуального подхода. На основании полученной информации о ребенке рекомендуется разрабатывать персональные стратегии поддержки, учитывая его сильные стороны и области, требующие развития. Это также может включать в себя адаптацию учебных материалов и методов обучения под индивидуальные нужды ребенка.4. Создание комфортной среды. Школьная среда должна быть комфортной и безопасной для каждого ученика. Педагогам рекомендуется обеспечить удобное расположение мебели, наличие дополнительного освещения, создание зон для отдыха и активной деятельности. Кроме того, важно уделять внимание визуальной составляющей класса: размещение наглядных материалов, мотивационных плакатов и детских работ.5. Родительское сотрудничество. Для успешной адаптации ребенка к школе важна активная поддержка и вовлечение родителей. Педагогам следует организовывать регулярные встречи с родителями, на которых можно обсудить успехи и трудности ребенка, а также разработать совместные стратегии поддержки. Родители также могут приниматься участие в школьных мероприятиях, что будет способствовать укреплению связи между домом и школой.Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе требует комплексного подхода, основанного на внимании к индивидуальным особенностям ребенка и активном сотрудничестве с его семьей. Профессионализм и чуткость педагогов помогут создать условия для успешного начала школьной жизни и формирования положительного отношения к учебе у каждого ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шабанова А.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 663 - 668. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20686 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20686



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.