'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 93

Просмотры  128 просмотров

Шаймарданова Г.Ф.

  


ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОКАЛ» *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросам профилактики девиантного поведения среди школьников посредством формирования гармонично развитой личности через дополнительное образование, а именно – занятия вокалом. В работе рассматриваются ключевые аспекты влияния музыкального образования на личностное развитие подростков, включая эмоциональную стабильность, повышение самооценки и социальную адаптацию. Особое внимание уделяется тому, как уроки вокала способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков и эмоциональной выразительности учащихся. Автор подчеркивает важность интеграции таких программ в школьную систему для снижения уровня девиаций и создания благоприятных условий для всестороннего развития детей.   

Ключевые слова:
девиантное поведение, школьники, личность, образование, вокал, развитие, программы   


Занятия вокалом имеют очень значительное воздействие на учащихся. Преподаватели, конечно, выявляют наиболее способных учеников и готовят их к поступлению в специальные учебные заведения, но самое важное при обучении пению – это музыкально-эстетическое воспитание всего круга учащихся, повышение культурного уровня подрастающего поколения. Цели и задачи, которые ставят перед собой учителя, далеко выходят за границы искусства. Помимо передачи знаний обучающимся они обязаны заниматься воплощением идей комплексного подхода в их разностороннем воспитании, так как несут всю ответственность за духовно-нравственный мир каждого ученика. Самое главное назначение обучения по программе «Вокал» в том, что оно охватывает все области воспитания и образования учащихся, являясь ничем не заменимым средством профилактики девиантного поведения.Профилактика девиантного поведения обучающихся – это работа над формированием личности школьников. Формирование личности обучающегося – сложный и длительный процесс, требующий постоянной работы учителя над воспитанием ряда качеств ученика. Но прежде всего работа над поставленной задачей начинается с самого преподавателя. Главную роль играют его профессионализм и умение правильно выстроить урок. Он должен знать и уметь выявлять психологические и возрастные особенности детей, осуществлять образовательную деятельность исходя из принципов индивидуального подхода к каждому ученику, в целом владеть педагогикой. С первых же уроков учитель обязан объяснить ребенку: ради чего он ходит заниматься, чем музыка интересна. Работа над формированием личности школьника будет результативна только в том случае, если преподаватель знает, с чего следует начинать воспитательную работу, к чему стремиться, каких результатов добиваться и какими методиками преподавания пользоваться для достижения цели.Но для начала мы разберемся, над какими качествами личности ученика при обучении пению мы будем работать. Наша задача – воспитать гармонически сочетающего в себе духовное богатство и моральную чистоту личность. На это влияют знания, умения и навыки, приобретаемые учащимся во время обучения, успех воспитания, формирование у него способностей, интересов, потребностей, убеждений, мировоззрения. Нужно воспитывать в школьнике такие качества как ответственность, целенаправленность, трудолюбие, волю, дисциплинированность, открытость, приветливость, правдивость, требовательность к себе, уважение к старшим, чувство товарищества. Задача учителя - помочь ученику в формировании своей точки зрения, научить не изменять своим принципам и убеждениям под воздействием окружающей среды.Как же сформировать личность школьника на основании обучения по программе «Вокал»? Дисциплинированность вырабатывается в учащемся уже при совмещении учебы в общеобразовательной школе с обучением пению. Это происходит потому, что школьник начинает правильно планировать свое время, не отвлекаясь на совсем ненужные дела. Ему нужно и сделать уроки, задаваемые в общеобразовательной школе и успеть сделать задания, заданные по пению. Как уж тут останется время на вредные привычки, которыми полон современный мир? Из этого следует, что ребенок всегда должен быть чем-то занят. Это может быть учеба в музыкальной школе, уроки рисования, танцы, спортивные секции. При этом у него появится новый круг общения, друзья, с которыми будут общие темы для разговоров и которые смогут поддержать его, ведь для многих детей именно этого и не хватает, а развитие личности во многом зависит от общества.Теперь перейдем к тому, что формирование личности школьника начинается с самого учителя. Он является для ученика не только родником полезной информации, но и примером, образцом, должен в совершенстве обладать всеми теми качествами, которые необходимо воспитать в ребенке. На воспитание учащегося влияют такие качества преподавателя как авторитет, дисциплинированность, ответственность, решительность, соответствие роли, эмоциональная привлекательность, эмоциональная устойчивость, высокая активность, сильная воля, новаторство. Важным моментом является пример общения учителя с окружающими. На работоспособность, усвоение и закрепление знаний, активное участие в процессе обучения ученика влияет дружественная атмосфера в классе. Он приходит на занятия за положительными эмоциями, а не за бесконечными нотациями. Задача преподавателя – вдохновлять учащегося на добрые дела и поступки путем знакомства с волшебным миром музыки, с произведениями великих композиторов, научить умению слушать музыку, передавать через пение свои мысли, переживания, разные образы. Он во время урока должен создать все условия для достижения диалога с учеником. Если школьник будет чувствовать уважительное отношение к себе, тактичность со стороны учителя, отсутствие страха перед задаваемым вопросом и наоборот, отвечая на вопрос, то он будет открыт и готов меняться к лучшему. Это и есть отличное условие для формирования личности школьника во время обучения вокалу. Доверяя своему преподавателю, прислушиваясь к советам, наставлениям ученик будет сам предлагать пути решения той или иной возникшей проблемы, формируя при этом самостоятельность мысли.Переходя к учебному процессу, нужно сказать, что учитель должен быть требовательным. Только требовательность может сформировать в ученике дисциплинированность, ответственность, добросовестность. Школьник должен усвоить, что приходить на занятия нужно без опозданий, в строго назначенное время, не должно быть пропусков без уважительных причин. Давая определенное задание ему, преподаватель должен контролировать ее исполнение. В противном случае он привыкнет к тому, что его наставник постоянно отменяет свои требования, не проверяет заданного домашнего задания и будет несерьезно относиться к занятиям в целом. Немаловажную роль играет поставленная оценка в дневнике. Учитель обязан знать, что для ученика оценка должна быть стимулирующей, а не подавляющей желание учиться. Не надо забывать, что за выполненную домашнюю работу надо похвалить, затем настроить на дальнейший результат. Если же задания не выполняются, то надо разобраться, в чем причина. На неготовность ученика к урокам могут влиять семейные обстоятельства. Здесь и нужно начинать говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику при обучении вокалу. Преподаватель должен учитывать его семейное положение, отношение родителей к занятиям, условия проживания. Очень важна работа учителя с родителями ученика, ведь бывает такое, что дома нет условий для репетиций над заданной песней, мешают братишки или сестренки и т.д. Он должен быть проинформирован о тех или иных условиях, мешающих плодотворным домашним занятиям школьника. Ведь если преподаватель не будет знать об имеющихся проблемах, а будет только требовать, то это приведет только к тому, что ребёнок перестанет ходить на занятия по вокалу. Здесь мы не только не разовьем положительные качества личности учащегося, а наоборот, в нем появится неуверенность, мысль о том, что у него нет музыкальных данных, что у него ничего не получается. Учитель должен всегда помнить, что требовательность должна быть адекватной, разумной, уместной. Запрещено ставить перед учеником, личность которого формируется, задачи, с которыми он не сумеет справиться. Но часто неготовность школьника к урокам это просто лень. Здесь важно объяснить ему, каких высот он добьется, если будет заниматься. Главное – дать определенную установку.Во время обучения школьника пению важен правильно подобранный репертуар с учетом его возраста, возможностей и пожеланий. Произведения, над которыми протекает постоянная работа, оказывают сильное эмоционально-образное воздействием на учащегося. Важно то, какие образы возникают у него во время исполнения произведения, о чем он думает. Задача преподавателя – помочь ученику в составлении картины всего произведения, которая будет оживать при помощи голоса. Роль воздействия произведения на личность школьника – это положительное влияние на внутренний мир, решение проблем с душевными переживаниями. Ребенок в повседневной жизни постоянно сталкивается с какими-то проблемами по различным поводам. Для него очень важно поделиться с кем-то из взрослых своими переживаниями. А бывает наоборот, что они не хотят о чем-то говорить и замыкаются в себе, начинают искать пути решения проблем, прибегая к вредным привычкам. Такое часто происходит с учащимися в подростковом возрасте. Но в бешеном ритме жизни родители иногда не замечают расстройств у ребенка, не вникают в суть проблем, кажущихся для него трагедией. А есть ученики, у которых нет родителей или воспитываются в неполных семьях. Им намного тяжелее приспособиться к жизни. В них в разной степени наблюдаются злоба, обида, отсутствие целенаправленности. И здесь учитель должен объяснить ученику о значимости передачи своих чувств через пение, донести что произведение, пронесенное через сердце, обязательно поймет слушатель.Теперь поговорим о влиянии публичных выступлений на приобретение положительных качеств личности школьника. Любое концертное выступление учащегося, связанное с пением, является результатом его кропотливого и напряженного труда. Именно подготовка к концерту и выступление перед публикой оказывают мощное влияние на формирование личности ребенка. Выступление – это большая ответственность, которая лежит на нем. Он по возможности должен показать всё, чему научился за определенный промежуток времени. Подготовка к концерту, постоянные репетиции требуют от ученика внимательности, сосредоточенности, дисциплинированности, терпения, выдержки. Каждый раз, преодолевая страх и волнение во время выступления, он учится умению владеть собой, побеждать разные возникшие трудности. Это нужные качества, помогающие в жизни. Концертные выступления самым лучшим образом влияют на детей, у которых есть неуверенность, замкнутость в себе мешающие учебе, общению со сверстниками. От выступления к выступлению ученик, преодолевая разные внутренние барьеры, вырабатывает в себе уверенность, стойкость, твердость, целеустремленность. Каждое его выступление должен проанализировать преподаватель. И даже в не очень удачных выступлениях найти плюсы и настроить на дальнейшие успехи. Таким образом, учитель будет только подпитывать желание школьника обучаться вокалу, добиваться поставленных целей.Подводя итоги влияния занятий по вокалу на профилактику девиантного поведения школьников, мы с уверенностью заявляем, что дети при обучении вокалу в рамках дополнительного образования не только учатся петь, получают необходимые знания, но и так же воспитывают в себе самые положительные качества личности. По наблюдениям, дети начинают активно проявлять себя на различных мероприятиях класса, школы, свободно входят в общение со сверстниками. Тем более это очень помогает детям, имеющим психологические барьеры при общении с окружающими. Родители могут часто слышать от детей, что они волнуются и переживают по тому поводу, что им придется рассказывать стихотворение или делать пересказ определенного текста перед всем классом. И для некоторых детей это стресс. В этом случае опять нужно отдать должное внимание концертным выступлениям, связанным с пением. Умение выполнять поставленные перед собой задачи, несмотря на страх и волнение, конечно же, отражаются в учебе общеобразовательной школы. У детей, занимающихся вокалом, наблюдаются наличие своего мнения, определенной позиции в жизни, которые вырабатываются на изучаемых им песнях. Они устойчивы к соблазнам современности. Находясь постоянно в занятости, у детей совсем не остается времени на вредные привычки, они не засиживаются за своими смартфонами, планшетами, компьютерами. У них появляется другая цель – за счёт пения быть услышанными, понятыми, показать все свои умения и достоинства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шаймарданова Г.Ф. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОКАЛ» // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 669 - 676. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20687 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.