'
Бандурко З.В.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в условиях постоянно изменяющегося мира все большее значение имеет качественное образование граждан страны, основанное на постоянном усовершенствовании образовательных организаций, молодежной политики государства, развитии человеческого капитала.
Ключевые слова:
государственная политика, молодежная политика, образование, образовательная организация, человеческий капитал
Одним из основных аспектов становления гражданина как личности и профессионала считаем качественное образование.В Российской Федерации (далее – РФ) сфера образования является одним из приоритетов государственной политики, равно как и «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» (п. 1 ст. 3 Федерального Закона (далее – ФЗ) РФ «Об образовании») [2], что соответствует положению статьи 2 Конституции РФ, в соответствии с которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства [1].Основной закон РФ, регулирующий и регламентирующий систему образования, – это ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ, образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].В РФ принята государственная программа «Развитие образования» до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (в редакции от 22.06.2024) [4], которая представляет собой документ, направленный на кардинальное улучшение качества образования и его соответствие современным вызовам. Программа ставит перед собой цели, призванные не только повысить уровень знаний и навыков учащихся, но и способствовать их успешной социализации и профессиональной самореализации.Основные цели Программы «Развитие образования» до 2030 года, исходя из стратегических задач страны [4]:вхождение РФ в число десяти мировых лидирующих стран по качеству общего образования. Полагаем, что этот показатель предполагает не только повышение средних баллов на международных экзаменах, но и формирование у учащихся ключевых компетенций XXI века: критического мышления, креативности, сотрудничества и умения работать с информацией,обеспечение доступности качественного дошкольного образования. Здесь внимание акцентируется на раннем развитии детей, создании условий для их всестороннего развития, а также на подготовке к школе,повышение уровня трудоустройства по специальности выпускников, проходивших обучение по программам среднего профессионального образования. Программа ставит задачу связать образование с реальным сектором экономики, чтобы выпускники колледжей и техникумов были востребованы на рынке труда,формирование и совершенствование системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи, в том числе с учетом выбора ими профессиональной направленности. Талантливые дети и молодежь должны получить дополнительные возможности для развития своих способностей, вне зависимости от места жительства и социального статуса,повышение квалификации педагогов. Современное образование требует от учителей и преподавателей постоянного профессионального роста. Программа направлена на создание условий для их постоянного повышения квалификации и мотивации к инновационной деятельности.Тем не менее, основными инструментами реализации государственной политики в сфере образования считаем следующие:1) создание, усовершенствование и актуализацию нормативно-правовых актов в сфере образования как отдельной отрасли законодательства в РФ,2) формирование и обеспечение функционирования слаженной структуры управления образованием,3) финансирование системы образования,4) обеспечение квалифицированными научно-педагогическими кадрами,5) создание единой системы взаимодействия образования и науки,6) развитие международного сотрудничества в сферах образования и науки,7) контроль осуществления образовательной деятельности и качества образования.Исходя из поставленных целей и задач по реализации образования в РФ, принципов организации и функционирования системы образования, государственной программы РФ «Развитие образования» до 2030 года, необходимо выделить такие основные направления государственной политики в развитии образовательных организаций в системе образования РФ [4]:внедрение в сферу образования инновационных цифровых технологий, в частности посредством создания глобальной «Цифровой образовательной среды»,развитие онлайн-образования, открытых онлайн-курсов, расширение сферы дополнительного образования,постоянное обновление федеральных государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе учебных программ,создание новых мест для обучающихся в образовательных организациях,постоянные усовершенствование и модернизация инфраструктуры и технического оснащения образовательных организаций,сотрудничество с международными образовательными структурами.Не менее важным аспектом считаем непрерывное развитие человеческого капитала. Дятлов С.А. определяет человеческий капитал как уникальный набор здоровья, знаний, умений и мотивации, сформированный благодаря инвестициям в человека, что является ключевым фактором для повышения производительности труда и общей эффективности производственных процессов, оказывая, в том числе, существенное влияние на доходы людей [5].В развитии человеческого капитала как целостной системы считаем важными такие аспекты:обучение и личностное развитие сотрудников (курсы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки, тренинги, лекции, семинары, конференции, стажировки и др.),мотивированность сотрудников (за счет получения новых знаний и опыта, системы поощрения сотрудников),работа руководства организации с целью обеспечения кадрами: создание кадрового резерва, возможностей кадрового роста и ротации кадров,формирование корпоративной культуры, регламента, создание комфортных условий труда и отдыха.Одним из приоритетных и немаловажных направлений в государственной политике РФ также является молодежная политика, которая в статье 2 ФЗ № 489-ФЗ определена как «комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации» [3].На данный момент можем определить такие основные особенности реализации молодежной политики в РФ:молодежная политика осуществляется на разных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), что позволяет учитывать соответствующую специфику и условия для ее реализации,реализация молодежной политики возможна благодаря взаимодействию различных молодежных и др. организаций с социальными и образовательными учреждениями, с органами государственной власти разного уровня,реализация мероприятий и проектов осуществляется с учетом разных аспектов жизни молодежи – образование, трудоустройство, культура, здоровье, туризм, новейшие технологии, медийная активность, спорт и другие.Рассматривая перспективы реализации молодежной политики в РФ, считаем необходимым обратить внимание на такие аспекты:усовершенствование законодательства в сфере молодежной политики в РФ: разработка и внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты в связи с появлением и необходимостью регламентирования новейших тенденций (занятость молодежи, молодежное предпринимательство, волонтерство, и др.), урегулировать аспекты деятельности и взаимодействия организаций,способствовать развитию молодежной политики на региональном уровне: наладить и увеличить финансирование, создать дополнительные возможности реализации,проработать систему мероприятий в долгосрочной перспективе с целью комплексной и/или углубленной реализации того или иного аспекта, а не акцентироваться на единичных, пусть и ежегодных мероприятиях, возможно, создание единого, слаженного цикла из ежегодных мероприятий, посвященных определенному актуальному аспекту жизни молодежи, соответственно – долгосрочное планирование, разработка комплекса мероприятий,постоянно совершенствовать, развивать и адаптировать к требованиям современности проводимые мероприятия,наладить коммуникацию с молодежью: проводить опросы с целью выявления наиболее актуальных запросов, потребностей, интересов и идей молодежи, в том числе с помощью онлайн-платформ,контролировать осведомленность молодежи о существующих возможностях в сфере молодежной политики, но имея определенные пределы в предоставлении таких возможностей – не должно быть или очень много вариантов участия везде и сразу, или их отсутствие в определенные промежутки времени.Конечно, рассмотренные и предложенные здесь особенности и перспективы реализации молодежной политики в РФ не исчерпываются лишь указанными аспектами и могут быть дополнены и/или изменены в дальнейшем.Таким образом, образование является одной из наиболее приоритетных сфер деятельности государства, которая требует постоянного развития и модернизации исходя из изменений в политике государства, его стратегических целях и задачах, потребностях общества, особенно в условиях становления информационного общества и его цифровизации. Необходимо, чтобы каждый представитель сферы образования использовал все достижения человечества для постоянного роста и развития страны во всех сферах. В этом аспекте важны постоянное усовершенствование образовательных организаций, молодежной политики государства, развитие человеческого капитала.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Бандурко З.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 677 - 683. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20688 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*