'
Полотебнов А.А., Джораева С.В.
КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в данной работе осуществляется тщательный анализ функций и полномочий органов местного самоуправления, которые являются основополагающими для функционирования системы местного самоуправления. В центре внимания находятся ключевые законодательные документы, определяющие деятельность местных администраций, а также выявляются текущие проблемы и направления для их дальнейшего развития в рамках российской политической реальности.
Ключевые слова:
местная администрация, компетенция, МСУ, муниципальное образование, полномочия
Тема исследования имеет первостепенное значение, поскольку она касается значимости местных властей в рамках системы местного самоуправления и требует гарантии эффективной работы этого института. Местные органы власти – это важнейшие элементы системы местного самоуправления, отвечающие за управление муниципальными образованиями и за решение задач, имеющих местное значение. В этом контексте, исследование правовых основ их полномочий становится крайне важным и приоритетным.Задача данного доклада – глубокий анализ полномочий местной администрации и определение ключевых проблем и возможностей её развития в контексте Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо внимательно изучить ключевые законодательные документы, которые регламентируют деятельность местных властей, проанализировать их функции и полномочия, а также выявить существующие трудности и потенциал для дальнейшего роста компетенции местной администрации.В центре внимания данного исследования находится местная администрация в качестве структуры местного самоуправления. Исследование фокусируется на законодательных актах, определяющих полномочия и функции местной администрации. Научно-методическую базу исследования формируют универсальные методы анализа, синтеза и систематизации, а также специфические методы юридического анализа, включая сравнительно-правовой и формально-юридический подходы.Местная администрация выступает в роли исполнительного органа в структуре муниципального управления, имеющего полномочия для решения задач, имеющих местное значение, и для выполнения тех государственных функций, которые были переданы органам местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законодательными актами. В её состав входит упорядоченная система управления, включающая руководителя местной власти, его помощников, специализированные и функциональные отделения. Руководитель местной власти — это ключевой персонаж в структуре муниципального управления, который осуществляет контроль над всеми процессами на основе принципа единоличного командования. Его назначение или избрание происходит в рамках устава муниципального образования.Основополагающие принципы работы местной администрации включают в себя защиту прав и свобод граждан, строгое соблюдение законов, приоритет интересов местного населения, возможность участия жителей в решении вопросов, относящихся к их месту проживания, уважение к историческим и другим местным традициям, а также сотрудничество с государственными органами и другими муниципальными образованиями. Основные принципы, заложенные в законодательство Российской Федерации, в частности в Конституцию и Федеральный закон № 131-ФЗ, формируют фундамент для работы местной власти. Они гарантируют гражданам право на самоорганизацию на местном уровне, что способствует оперативному и качественному решению задач, связанных с жизнью территориальных сообществ.К ключевым задачам местной власти относится управление социально-экономическим прогрессом муниципальных образований, контроль над муниципальной собственностью, планирование и реализация местного бюджета, организация и развитие образовательных учреждений различного уровня, создание условий для доступности торговых, пищевых и бытовых услуг для жителей, социальная поддержка и стимулирование трудоустройства, а также участие в охране окружающей среды и прочее. Конкретные полномочия местной администрации зависят от особенностей муниципального образования и потребностей его жителей. Среди основных проблем, связанных с деятельностью местной администрации, выделяются следующие: недостаточное финансирование из различных уровней бюджетов, что ограничивает возможности для выполнения полномочий и развития муниципалитета, дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления, недостаточная эффективность законодательства, регулирующего деятельность местной администрации, что затрудняет исполнение функций и полномочий, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами местного самоуправления и государственными органами, что приводит к дублированию функций и снижению эффективности работы. Чтобы успешно преодолеть перед ними препятствия, местные власти должны внедрить ряд мер, нацеленных на укрепление их финансовой устойчивости, повышение уровня подготовки персонала, улучшение законодательного поля и оптимизацию сотрудничества с государственными структурами. Такой подход улучшит эффективность деятельности местной власти и способствует более качественному решению задач регионального значения.Чтобы укрепить финансовую основу местных органов власти, требуется тщательный анализ источников доходов местных бюджетов и выявление наиболее перспективных направлений их развития. Кроме того, следует изучить возможность передачи дополнительных налоговых и неналоговых поступлений в ведение местных органов власти, а также расширения их полномочий в управлении муниципальной собственностью.Повышение профессионализма работников местных органов власти предполагает разработку и внедрение образовательных программ для их обучения и профессионального роста. Программы обучения должны акцентироваться на изучении современных подходов и методов управления муниципальными структурами, а также на развитии навыков работы с новыми технологиями и информационными системами.Совершенствование законодательства в сфере деятельности местной администрации должно направляться на устранение пробелов и противоречий в действующих нормах, а также на уточнение и конкретизацию полномочий местных органов власти. Кроме того, необходимо обеспечить более ясное разграничение полномочий между различными уровнями власти, чтобы избежать повторения функций и конфликтов интересов. Стремление к улучшению работы с государственными структурами включает в себя углубление взаимодействия и координации между уровнями власти. Это может быть реализовано через организации совместных деятельностей и проектов, обмен знаниями и эффективными методами, а также через создание и внедрение общих программ и инициатив.Следовательно, для прогресса в деле усиления полномочий местных властей необходимо применить всесторонний подход, который будет включать в себя укрепление финансовой стабильности, повышение уровня квалификации персонала, совершенствование законодательства и улучшение взаимодействия с государственными органами. Такой метод позволит сформировать более эффективную и надежную систему местного самоуправления, способную эффективно решать возникающие задачи и обеспечивать высокий уровень жизни граждан.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Полотебнов А.А., Джораева С.В. КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 712 - 717. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20693 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*