'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 106

Просмотры  134 просмотров

Солнышкин АА.

  


НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РАБОТЫ ОРАНИЕНБАУМСКОГО УЧАСТКА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1941 – 1942-Х ГГ. *

  


Аннотация:
в июне 2023 г. в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга на государственное хранение поступили новые документы – «Отчет о работе Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войне», состоящий из 17 томов. В ранее широко не публиковавшихся документах отложились сведения о работе многих служб и участков железной дороги в период блокады Ленинграда. Одним из них, возникших в связи с блокадой города, был Ораниенбаумский участок. В данной статье будет рассмотрена история возникновения и работы Ораниенбаумского участка Октябрьской железной дороги в 1941 – 1942-х гг.   

Ключевые слова:
история Октябрьской железной дороги, блокада Ленинграда, битва за Ленинград, Ораниенбаум, Ломоносов, Великая Отечественная война, железнодорожники, паровоз, станции, Малая дорога жизни   


В современной историографии истории обороны Ораниенбаумского плацдарма («Ораниенбаумского пятачка») посвящено немало различных работ. Также в различных исследованиях подробно освещена работа Малой дороги жизни, например, [1]. Вместе с этим, жизни «Ораниенбаумского пятачка» в период его обороны в историографии посвящено не так много работ. Одним из неисследованных до сих пор сюжетов остается вопрос работы на «пятачке» железнодорожников оставшегося в эксплуатации Ораниенбаумского участка Октябрьской железной дороги. В июне 2023 в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее – ЦГА СПб) поступили на государственное хранение 17 томов «Отчета о работе Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войне». Отложившиеся в томах сведения позволяют восполнить существующие пробелы о работе Ораниенбаумского участка Октябрьской железной дороги в 1941 – 1942-х гг. Обратимся к сохранившемуся в ЦГА СПб материалу.Ораниенбаумский участок Октябрьской железной дороги возник в 1941 г. С довоенного времени железнодорожная линия, соединявшая Ораниенбаум с Ленинградом, входила в состав Октябрьской железной дороги. В августе 1941 г. прямое сообщение по железной дороге было прервано: «…участок Балтийской линии от Ораниенбаума вкл. до Калище вкл. оказался отрезанным со всех сторон от Ленинградского узла и прижат к Финскому заливу. Участок длиной 42,5 км. имел станции: Ораниенбаум I и II, Малая Ижора, Большая Ижора, Лебяжье, Краснофлотск, Калище. Центром жизни участка, или как его называли «пятачка» – была станция Лебяжье, которая имела водоснабжение, треугольник и депо КБФ (Балтфлота)…» [2, Л. 53]. На Ораниенбаумском участке осталось 6 паровозов и 113 вагонов. Фотография центра Ораниенбаумского участка, станции «Лебяжье», отложилась в материалах ЦГА СПб (рисунок 1) [2, Л. 53]:Рисунок 1. Станция «Лебяжье» – центр жизни Ораниенбаумского участка.Снабжение Ораниенбаумского участка извне осуществлялось по знаменитой Малой дороги жизни. В летний период доставка грузов для участка (смазочных материалов, запасных материалов и материалов для ремонта подвижного состава) осуществлялась по воде, а в зимний период – по льду Финского залива. Схемы ледовой Малой дороги жизни сохранились в архиве Военно-Морского Флота (г. Гатчина) – филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (рисунок 2, 3) [3, Л. 82, 83]:Рисунок 2. Схема северных ледовых дорог Кронштадт – Горская.Рисунок 3. Схема южных ледовых дорог Кронштадт – Малая Ижора.Стоит отметить, что в 1941 – 1944-х гг. Ораниенбаумский участок постоянно обстреливался на всем своем протяжении. Как отмечалось, «…несмотря на это, железнодорожники Ораниенбаумского узла работали и поддерживали регулярное движение поездов по всему побережью Финского залива от ст. Ораниенбаум до ст. Калище и Краснофлотск…» [2, Л. 56]. Железнодорожники доставляли от берега Финского залива грузы, необходимые защитникам «Ораниенбаумского пятачка», продовольствие для населения, а также участвовали в эвакуации населения, доставляя его до берега. Наиболее разрушенной станцией Ораниенбаумского участка была станция «Ораниенбаум», которая находилась вблизи переднего края обороны. Фото станции также отложилось в материалах ЦГА СПб (рисунок 4) [2, Л. 67]:Рисунок 4. Станция «Ораниенбаум» в 1942 г.Ораниенбаумский участок оперативно подчинялся 7-ому Ленинград-Узловому отделению движения. Начальником Ораниенбаумского участка был «…т. Алексеев <…>. Отдел пути возглавлял Титов Н. Г. (ныне начальник Лебяжьинской дистанции пути), отдел движения – заместитель начальника 9-го Ленинград – Балтийского отделения по пассажирским перевозкам т. Голубев М. Н. (ныне работает на Литовской), отдел тяги – т. Куцилло (ныне начальник Ленинград – Балтийского паровозного отделения…» [2, Л. 59].Одним из острых вопросов для работы Ораниенбаумского участка было обеспечение топливом подвижного состава. Несмотря на работу Малой дороги жизни, топлива для работы все равно было недостаточно. В связи с этим было принято решение о переводе на дровяное топливо подвижного состава. Для этого было необходимо организовать заготовку дров на территории участка. В октябре 1941 г. такую помощь железнодорожникам оказали местные власти. В конце октября 1941 г., как вспоминал первый секретарь Ораниенбаумского райкома, Александр Иванович Климков, командованием 8-ой армии перед властями был поставлен вопрос об организации заготовок дров для железнодорожников Ораниенбаумского участка: «…был поставлен вопрос, что тендеры паровозов необходимо перестроить для организации отопления дровами. Железнодорожники взялись за это и в два дня перестроили тендеры <…>, мобилизовали мы население в количестве 500 человек <…>. Принялись за заготовку дров <…>. Заготовили так мы около 5000 куб. м. дров за ноябрь – декабрь. Народу работало много…» [4, Л. 11]. Стоит отметить, что впоследствии А. И. Климков за свою самоотверженную работу на Ораниенбаумском плацдарме был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В его наградной характеристике указывалось: «…был начальником Большого Ижорского участка оборонных работ, данный участок давал наиболее высокие показатели норм выработки…» [5, Л. 40].В феврале 1942 г. руководством Ораниенбаумского участка была организована специальная лесозаготовительная группа. Вначале она состояла из кадров железнодорожников. В марте 1942 г. «…лесогруппа приступила к вербовке местного населения на лесозаготовительные работы и открыла в д. Ригалово (станция «Лебяжье») контору, заарендовав крестьянские дома под общежития рабочих…» [6, Л. 118]. К концу марта было завербовано 68 человек, преимущественно женщин из г. Ораниенбаума. Несмотря на трудности блокады, женщины мужественно выполняли тяжелую физическую работу. Всего за 1942 г. лесогруппа дала Ораниенбаумскому участку 10 500 куб. м. дров.Возникший в 1941 г. Ораниенбаумский участок Октябрьской железной дороги стал важной составляющей жизни и обороны Ораниенбаумского плацдарма. Несмотря на свою небольшую протяженность, участок внес значимый вклад в общее дело обороны «Ораниенбаумского плацдарма». Благодаря работе железнодорожников обеспечивался подвоз необходимых грузов для защитников, а для населения – продовольствия. Также железнодорожники помогали в эвакуации местного населения. Несмотря на постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки, железнодорожники Ораниенбаумского участка продолжали мужественно работать, восстанавливая почти каждый день разрушенное путевое хозяйство. Их подвиг, подвиг тех, кто обеспечивал работу Малой дороги жизни, а также защитников Ораниенбаумского плацдарма не должен быть забыт!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Солнышкин АА. НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РАБОТЫ ОРАНИЕНБАУМСКОГО УЧАСТКА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1941 – 1942-Х ГГ. // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 783 - 789. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20700 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20700



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.