'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (82) том 2
  4. Научная статья № 111

Просмотры  127 просмотров

Прокопчук Н.Ж.

  


СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА О.И. СЕНКОВСКОГО «ОСЕННЯЯ СКУКА» *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены синтаксические конструкции рассказа О.И. Сенковского «Осенняя скука», проанализированы их функции в тексте. Выявлено, что эти элементы играют ключевую роль в создании эмоционально-экспрессивной окраски текста, формируя атмосферу живого общения с читателем и усиливая сатирическую направленность произведения. Проведённый анализ показал, как мастерское использование синтаксиса позволяет автору раскрыть философский замысел рассказа и придать ему художественную выразительность.   

Ключевые слова:
художественное произведение, синтаксические конструкции   


Осип Иванович Сенковский – уникальная личность, чей талант многогранен: он был статским советником, полиглотом, основоположником русского востоковедения, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, доктором философии, критиком, журналистом, редактором популярного в 1830–40-е годы журнала «Библиотека для чтения», писателем. О.И. Сенковский публиковал свои произведения под псевдонимом «барон Брамбеус». Современники, включая А.С. Пушкина, высоко ценили его литературное мастерство, отмечая его незаурядный ум, разносторонние знания, богатое воображение, остроумие и исключительное трудолюбие. В литературное наследие О.И. Сенковского входит цикл «Фантастические путешествия барона Брамбеуса», который открывает рассказ «Осенняя скука». Произведение представляет собой монолог барона, охваченного «убийственной атмосферой нравственной и физической скуки», вызванной однообразием жизни и унылой дождливой погодой. Автор философски и с юмором размышляет о способах борьбы со скукой. Он поочерёдно отбрасывает идеи самоубийства, карьеры судьи, женитьбы, общения с животными, находя все эти варианты лишёнными смысла. В конце концов Брамбеус решает, что «осень, длинную, несносную осень» он проведёт «в приятном обществе достопочтенного самолюбия», то есть за чтением собственных сочинений. Он предлагает это занятие и читателям. Так рассказ «Осенняя скука» становится предисловием к трём следующим произведениям цикла – «Поэтическому путешествию по белу-свету», «Учёному путешествию на Медвежий остров» и «Сентиментальному путешествию на гору Этну». Рассказ «Осенняя скука» отличается живым языком, насыщен ироничными высказываниями и неожиданными поворотами мысли. Автор, словно в частной беседе с читателем, эмоционально и саркастично комментирует своё окружение и внутренние ощущения, создавая комический эффект на фоне общей меланхоличной атмосферы. Ключевую роль в передаче авторского замысла и эмоциональной окраски текста играет синтаксис произведения. В рассказе широко используются вопросительные и повелительные предложения, обращённые к потенциальному читателю, что создаёт атмосферу живого общения, например: «Так знаете ли, что я вам скажу? Я уверен, что вы с восхищением примете мое предложение. Пойдем и бросимся в Неву!.. Бросимся скорее, пока она еще не замерзла!» [1, с. 4], «Я даже думаю, что сделаю гораздо лучше, если женюсь. Как вы советуете, господа женатые читатели всего печатного?..» [1, с. 8], «Вам никогда не случалось быть в обществе настоящих животных?.. О, так вы не знаете, сколько добродетели, сколько истинной нравственности и непринужденной веселости всегда бывает в подобных собраниях!» [1, с. 12]. Такой приём позволяет автору установить доверительный и ироничный тон повествования, вовлекая читателя в свои размышления и создавая иллюзию диалога. Автор искусно использует риторические вопросы и восклицания, которым нередко сопутствует гиперболизация. Эти элементы, передавая внутреннее состояние героя, создают яркое, эмоциональное, динамичное пространство текста, например: «А если медовой месяц кончится прежде дождя?.. Ежели ненастье и скука будут продолжаться пять, шесть, семь, десять недель сряду?.. И настанут обыкновенные дни супружества?.. И мы как-нибудь поссоримся друг с другом? И я взбешусь, схвачу шляпу и уйду на улицу? И дождь промочит меня всего? И я получу простуду? И мой сплин?.. Нет! Не хочу жениться!» [1, с. 10], «Куда?.. Зачем?.. Не сумасшедший ли я? Лишать себя жизни из-за канцелярских местоимений!..» [1, с. 6]. Важную роль в создании эмоционально-экспрессивной окраски текста играет и синтаксический параллелизм. Однотипное построение соседних речевых отрезков или предложений придаёт высказываниям особую ритмичность и выразительность, усиливая их эмоциональное воздействие, например: «Вам только будет приятно знать, что я их наделал, но я!.. я буду в восхищении, в восторге, в исступлении от роскоши, счастия, блаженства: я буду читать несколько раз сряду мое сочинение! Я буду читать его в первой корректуре, буду читать во второй и третьей, прочитаю три раза, даже четыре, и всегда с новым наслаждением» [1, с. 23], «Если вы несчастны в супружестве, посылайте сочинения ваши в типографию и читайте корректуры. Если в Новый год не получите награды, читайте корректуры. Если попадетесь под суд, читайте и тогда корректуры и, переменив кстати несколько букв в предмете вашего обвинения, не бойтесь правосудия и блаженствуйте под судом» [1, с. 23]. Повторяющаяся структура фраз во втором фрагменте текста создаёт ироничный эффект, сатирически изображая универсальность «рецепта» для решения любых жизненных проблем. Таким образом, синтаксический параллелизм выступает не только как средство выразительности, но и как инструмент, помогающий раскрыть философско-сатирическую направленность произведения.В рассказе широко представлены предложения с однородными членами. Их использование придаёт тексту насыщенность и многослойность, позволяя автору создавать детализированные, выразительные описания и разносторонние характеристики, например: «Верность, преданность, искренность, признательность, великодушие – все главы и статьи нравственной философии соберутся в наличности в скромном моем жилище, воздух которого упитается и надушится ими от полу до потолка, <…> [1, с. 11], «Я испью до самого дна чашу этого удовольствия: запрусь в своей квартире, не велю пускать людей, даже и женщин, и буду исключительно обращаться, беседовать, гулять, рассуждать и жить с животными» [1, с. 11], «Вот, пока дождь не перестанет, влюблюсь поскорее в прекрасную, добродетельную, скромную девицу и торжественно вступлю с нею в брак. <…> Увидите, какая будет у меня жена! – тихая, кроткая, послушная, как все новобрачные. Сверх того, она будет умна, чувствительна, весела, очаровательна» [1, с. 9]. В первом примере перечисление качеств создаёт картину «идеального» жилища героя, насыщенного добродетелью. Во втором случае однородные действия помогают передать ритм и монотонность задуманных героем занятий, а также подчеркнуть его отстранённость от человеческого общества. В третьем примере перечень качеств воображаемой супруги служит не только для создания её идеализированного образа, но и для усиления комического эффекта за счёт гиперболизации. Приведённые фрагменты текста показали, что использование однородных членов предложений позволяет автору добиваться разнообразных художественных целей: создавать идеализированные или сатирические образы, усиливать ритмическую структуру рассказа, углублять смысловые и эмоциональные слои текста. Таким образом, синтаксические особенности рассказа О.И. Сенковского «Осенняя скука» играют ключевую роль в создании его художественного и эмоционального пространства. Автор мастерски использует разнообразные синтаксические приёмы для достижения различных выразительных целей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Прокопчук Н.Ж. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА О.И. СЕНКОВСКОГО «ОСЕННЯЯ СКУКА» // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 816 - 820. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20705 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/20705



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.