'
Бледнова Е.А.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ THE BEATLES *
Аннотация:
в работе представлена история британской рок-группы The Beatles, рассмотрены основные этапы зарождения, существования и распада группы. Обозначен вклад рок-группы в мировое музыкальное наследие.
Ключевые слова:
Битлз, музыканты, рок-н-ролл, творчество, история
История британской рок-группы The Beatles является, безусловным феноменом в мировой культуре, а музыканты – революционерами, чье влияние на ритмы и мелодии ощущается и по сей день. Подобный статус «ливерпульской четверки» подтверждается тем, что 16 января, в соответствии с решением ЮНЕСКО, стал Всемирным днем группы. Дата была приурочена к дню открытия в 1957 г. культового ливерпульского клуба «The Cavern» («Пещера»), где спустя четыре года впервые выступила группа The Beatles. «Пещера» представляла собой музыкальное пространство, переделанное из бывшего бомбоубежища времени Второй мировой войны в промышленном районе Ливерпуля. Владельцы клуба ставили перед собой очень амбициозную задачу – сделать «Пещеру» и Ливерпуль центром джазовой музыки и городом с самым лучшим джазовым клубом. Заметим, что «Пещере» эта задумка в полной мере удалась. На тот момент в 1961 году The Beatles включали в себя следующих музыкантов: гитара и вокал от Джона Леннона, Джорджа Харрисона, Пола Маккартни, ударник Пита Беста и бас-гитарист Стюарта Сатклифа. Именно таким составом 9 февраля группа и выступала в легендарном клубе «Пещера». Вскоре The Beatles стали постоянными участниками выступления в Cavern и обзавелись первыми поклонниками. Спустя полгода музыкантов заметил крупный предприниматель Брайан Эпстайн, Оценив перспективность и несомненный талант молодых музыкантов, Эпстайн предложил стать менеджером групп и в июле 1962 г. организовал первую звукозапись в компании Parlophone Records. С этого момента начинает история грандиозного успеха The Beatles, хотя рождение коллектива произошло в 1956 г., когда Джон Леннон под большим впечатлением от творчества Элвиса Пресли, а именно от песни «Heartbreak Hotel», начал учиться игре на гитаре. Чуть позже образовалась и его первая музыкальная группа «Quarrymen». Путь к имени группы именно The Beatles был долгим. После «Quarrymen» появлялись самые разные варианты названий – даже Johnny and the Moondogs и The Silver Beetles. Ставшее легендой и классикой название The Beatles Джон Леннон придумал с отсылкой на американских рок-музыкантов из группы The Crickets и, используя английские слова «beat» (ритм) и «beetls» (жуки) [1]. К сожалению, исследователи творчества и истории становления группы The Beatles зачастую не уделяют должного внимания «гамбургскому» периоду творчества музыкантов. Между тем, переезд в 1960 г. в Германию дал коллективу огромный опыт и стал решающим периодом его становления [3]. Именно в Гамбурге был выработан узнаваемый уникальный стиль The Beatles, многочасовые концерты дали возможность сформировать легкий стиль поведения на сцене, максимальную слаженность и сценическую энергетику.Всего с 9 февраля 1961 по 3 августа 1963 г. The Beatles провели в культовом ливерпульском клубе «Пещера» 292 концерта. В это же время немного изменился состав группы – в нее вошел Ринго Старра (вокал и ударные). Остальными участниками коллектива до момента распада в 1970 г. оставались Джон Леннон (ритм-гитара, вокал и фортепиано), Джордж Харрис (вокал, бас-гитара и фортепьяно) и Пол Маккартни (вокал, бас-гитара и фортепиано).В 1964 г. The Beatles покорили Америку и было положено начало уникальному феномену «битломания». Выступление музыкантов из ливерпульской четверки на знаменитом шоу Эда Салливана одновременно посмотрело не менее 73 миллионов человек, что только усилило темп роста всемирной славы [5]. Музыкальная миссия группы на всем протяжении ее существования определялась мощным авторским дуэтом Леннона и Маккартни. Многожанровость и максимальное стилевое разнообразие The Beatles поясняются их феноменальным музыкальным чутьем, отказом от шаблонов и существовавших стандартов, экспериментами с коллажами и тональностями. При этом в творчестве ливерпульской четверки никто не найдет самолюбования или хвастовства, что делает вклад в развитие музыкальных жанров и технологий неоценимым.Коллектив на протяжении всего своего периода существования осуществлял непрерывные и очень талантливые эксперименты с классическим рок-н-роллом. Обогащая рок-н-ролл принципиально новыми музыкальными формами и ранее неизвестными авторскими выразительными приемами и средствами. При этом творческое новаторство The Beatles, зачастую, входило в противоречие с традиционными приемами и канонами поп-музыки. Главное творческое кредо The Beatles заключалось в постоянном поиске прогресса и движении вперед.К сожалению, музыканты The Beatles не справились с накопившимися внутренними разногласиями, личными конфликтами, усталостью и 17 апреля 1970 г. официально перестала существовать [4]. Последним концертом, который стал таким же эпохальным и легендарным, как и сам коллектив, считается выступление 30 января1969 г. на крыше компании звукозаписи. Музыканты разместили здесь гитары, ударную установку и вынесли усилители звука. Над зимним Лондоном поплыли знаменитые аккорды ливерпульской четверки, что моментально остановило движение на ближайших улицах – на соседних крышах стали собираться люди, у здания студии толпились прохожие и продавцы из соседних магазинов. Музыканты исполнили, в том числе, свои совершенно новые композиции «Dig A Pony» и «Get Back». Первая песня была настолько новая, что до конца текст не знал даже Джон Леннон и ассистенту пришлось все время исполнения держать перед ним лист бумаги со словами. Вторая композиция была сверхпопулярной и в рамках концерта исполнялась дважды. Именно во время «Get Back» прибыла полиция, которую вызвали скандальные соседи звукозаписывающей студии, для восстановления общественного порядка.Таким образом, The Beatles – это феномен и уникальное явление, которое не просто определяло музыкальные тенденции своего времени, но и оказало решающее влияния на музыкантов будущих поколений. Ливерпульская четверка как явление перестала быть строго музыкальным феноменом и захватили другими области искусствам – кинематограф, субкультуру, феномен «битломании» в обществе в целом.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Бледнова Е.А. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ THE BEATLES // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 829 - 833. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20707 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*