'
Галкина А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЭКСТРИМ-ВОКАЛА У ВЗРОСЛЫХ В ЭСТРАДНЫХ СТУДИЯХ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД *
Аннотация:
целью данного исследования было оценить эффективность эстрадных студий в формировании навыка экстрим-вокала у взрослых. Методы: абстрагирование, анализ, идеализация при построении педагогической модели, тестирование, тренинг, наблюдение, Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что формирование экстремальной вокальной компетенции у взрослых может быть эффективно достигнуто с помощью целевых занятий по эстрадной музыке в общем курсе вокального мастерства.
Ключевые слова:
экстрим-вокал, эстрадные студии, вокальный диапазон, интегральный подход, педагогическая модель
Формирование компетенции экстрим-вокала у взрослых является предметом интереса не только многих вокальных тренеров, но и эстрадных певцов. Одни утверждают, что экстремальные вокальные навыки могут быть достигнуты только годами упорных тренировок, природным талантом и физиологической предрасположенностью, другие же считают, что этим навыкам можно научиться с помощью целенаправленных практик и техник в более узком временном промежутке [1, 18, стр. 35-38, 24, стр. 12-40, 26, стр. 26-28]. Интеграция специальных упражнений и интенсивов по экстрим-вокалу в рамках программы обучения эстрадных студий – один из таких подходов, набирающий популярность в последние годы. Можно выделить два основных фактора для формирования данного тренда [5, стр. 32-45, 20, стр. 15-28]: 1) Доступность – подобные интенсивы часто не имеют ограничений для поступления и необходимости в наличии других вокальных компетенций. 2) Скорость освоения – подобные практики направлены на быстрое освоение азов компетенции экстрим-вокала, что показывает популистскую направленность данных методов.Профессиональное обучение пению и владение голосом в любом его проявлении подразумевает наличие следующих навыков [5, 6, 9, 25, стр. 92-95]:– умение контролировать выдох,– способность регулировать зажим ложных связок,– способность смыкать голосовые связки,– способность создавать эффект резонанса. В исследовании приняли участие 30 взрослых в возрасте от 25 до 50 лет с разным уровнем певческого опыта. Участники были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа прошла восьминедельный интенсив, направленный на развитие навыков экстрим-вокала, в то время как контрольная группа не проходила такого обучения. До и после интенсива все участники прошли ряд тестов, чтобы определить свой вокальный диапазон, качество тембра и общие исполнительские навыки. Оценки проводились двумя независимыми вокальными тренерами, которые не знали о распределении участников по группам. Учебный процесс был разделен на три фазы:— Закладка фундаментальной базы:Мягкие вокальные упражнения, направленные на контроль дыхания, артикуляцию и вокальный резонанс [10, стр. 2-10, 13, стр. 5-18]. Это заложит прочный фундамент для более сложных техник, Объяснение работу гортани, голосовых связок и голосового тракта. Это поможет взрослым ученикам понять физиологические механизмы, лежащие в основе экстремального вокала, Объяснение вокальной гигиены – важность правильной гидратации, отдыха вокалиста и здорового образа жизни для предотвращения перенапряжения и травм в ходе обучения [23, 26, 27], Сосредоточение на развитии сильного диафрагмального дыхания для поддержания экстремального вокала, Экстремальный вокал часто подразумевает пение высоких или низких тонов на высокой громкости. Необходимо научить студента контролировать высоту тона и громкость, используя гаммы и упражнения, направленные на резонанс и проекцию.— Начало интеграции экстрим-вокальных техник:Начиная с базовых техник, таких как рычание, крик и смертельный рык, интеграция их в стандартный пласт вокальных упражнений, с увеличением частоты использования этих техник в рамках обучения, Обучение технике вокальный фрай (fry-screaming) для создания контролируемого и резонирующего звука, Объяснение концепции ложных голосовых связок и то, как их задействовать для создания мощных шрайк (shriek) и криков (low scream, outhale scream, inhale scream, screamo).— Преобладание специфических техник в рамках курса:Используя специальные упражнения для отдельных техник, уделяется особое внимание правильной постановке вокала, контролю высоты тона и поддержке дыхания [16, 18, стр. 12-16, 21, 22], Поощрение студентов к изучению различных вокальных техник с помощью импровизационных упражнений, Постепенно введение сценариев выступлений, чтобы укрепить уверенность учеников и их сценическое присутствие, В ходе занятий использовался ряд методов, как разминочного и общеразвивающего характера, так и специфических экстрим вокалу упражнениям. Перечислим их:– Разминочные упражнения. Учитывая высокий риск получения травм при обучении экстрим вокалу, представляют собой основу любого занятия и играют чрезвычайно важную роль. Фокус разминочной части любого занятия – развитие диапазона, разогрев голосового аппарата и контроль дыхания.– Упражнения на восстановление голосового аппарата. Другим критически важным элементом любого занятия является “охлаждение” голосовых связок в конце занятий. Это также связано с высоким риском получения травм в ходе обучения. После длительных занятий вокалом важно охладить голосовые связки, выполняя мягкие упражнения, такие как гудение или трели для губ, чтобы предотвратить напряжение и усталость.– Развитие техники, контроля моторики рта, дикции. Включает в себя правильную осанку, поддержку диафрагмы и правильное использование голосовых связок. Правильное положение языка и губ, умение их правильно поставить также очень важно для создания экстремального вокала. Дыхательные упражнения для диафрагмы направлены на глубокие и контролируемые вдохи, которые поддерживают вокальное исполнение и позволяют более длительно заниматься вокалом. Губные перекаты – включают в себя перекатывание губ и помогают повысить эластичность голоса, рта, а также улучшить вокальную гибкость. Упражнения для языка и челюстей помогут развить контроль над языком и челюстями, что поможет улучшить артикуляцию и четкость в экстремальном вокале. Пение по гаммам и другие упражнения, направленные на попадание и выдерживание определенных нот, могут помочь в развитии контроля высоты тона и точности.– Специфические упражнения. Упражнения с vocal fry включают в себя создание шума путем сжатия голосовых связок. Харш - получается при плотно сомкнутых ложных связках. Данный вид лишен ярких тембров. Фолскорд- достигается с помощью сомкнутых резонирующих ложных связок. Фрай-скриминг- звучит как хриплый и скрипучий голос. Его можно получить благодаря сомкнутым вибрирующих связкам. Гибридный скрим- напоминает скрежет, а для пения таким видом экстремального вокала передняя и медиальная части связок должны вибрировать. Обучение правильному использованию крика и рычания поможет развить более мощный и контролируемый звук в экстремальном вокале. Фальцетный скриминг, который также известен как скримо. Напоминает истеричный крик. Скримо можно добиться при помощи «форсирования фальцета».– Запись и самокритика. Прослушивание записей собственных экстремальных вокальных выступлений и выявление областей, требующих улучшения, может помочь в совершенствовании техники.Результаты исследования показали, что у экспериментальной группы наблюдались значительные улучшения во всех областях вокальной компетенции, включая вокальный диапазон, качество тембра, ловкость, силу и общее исполнительское мастерство. В контрольной группе, напротив, значительных улучшений в этих областях не наблюдалось. Кроме того, участники экспериментальной группы заявили о возросшей уверенности в своих вокальных способностях и выразили желание продолжать совершенствовать свои навыки путем дальнейших тренировок. Результаты данного исследования также свидетельствуют о том, что формирование экстремальной вокальной компетенции у взрослых может быть эффективно достигнуто с помощью целевых занятий по эстрадной музыке в общем курсе вокального мастерства. Подобные занятия обеспечивают благоприятную и увлекательную среду, которая побуждает участников расширять границы своих вокальных возможностей и развивать новые навыки. Эти результаты имеют значение как для тренеров по вокалу, так и для начинающих певцов, поскольку демонстрируют потенциал быстрого и устойчивого повышения вокальной компетентности при правильном обучении и использовании соответствующих методик.
Номер журнала Вестник науки №1 (82) том 2
Ссылка для цитирования:
Галкина А.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЭКСТРИМ-ВОКАЛА У ВЗРОСЛЫХ В ЭСТРАДНЫХ СТУДИЯХ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД // Вестник науки №1 (82) том 2. С. 840 - 846. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/20709 (дата обращения: 23.06.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*